Депутаты, представители ФАС и профсоюзов пока не поняли, будет ли горожанам выгоднее позонная (дифференцированная) система оплаты поездок в Санкт-Петербургском метро. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM Новости, об этом сегодня, 17 мая после заседания комиссии по транспортному комплексу ЗАКСа заявил депутат Игорь Риммер. "Обывателю не понять зонирования метро", - сказал депутат.

Риммер также выразил удивление, что руководители метрополитена, два года работавшие над системой зонированной оплаты и привлекавшие к этому научный институт, "на депутатов вышли" в последний момент - когда все уже придумали сами и назвали срок ввода позонной оплаты - 1 января 2012 года и сумму, необходимую для осуществления этой идеи -250 млн бюджетных рублей.

Участникам заседания комиссии и журналистам о концепции позонной оплаты поездок в метро рассказала сегодня заместитель руководителя Санкт-Петербургского метрополитена по экономике Ирина Воробьева. Воробьева сразу отметила, что эта идея "не преследует цели повышения тарифов или оплаты труда сотрудников метро", а лишь позволит лучше "управлять потоками, более детально информировать руководство метро о работе пересадочных узлов, эскалаторов, наполняемости вестибюлей и т.д.".

По словам Ирины Воробьевой, разработчики концепции учитывали общемировой опыт, где в ряде стран действительно применяется оплата либо по времени пребывания в подземке, либо по дальности. У нас решено выбрать дальность, разделив все метро на "зонную концентрическую систему с разграничением на три зоны по количеству проезжаемых зон". Первая зона - это центр, вторая - промышленные районы, третья - спальные. Пассажир должен будет пополнять свой "электронный кошелек" - смарт-карту, примерно рассчитывая, как часто и как далеко ему надо ездить. "Это сократит расходы метрополитена, связанные с реализацией билетов, людям не придется покупать жетоны каждый день",- сказала Воробьева.

Разработчики (на прямой вопрос Риммера, кто конкретно все это придумал, Воробьева сказала, что целая группа за два года - прим. ИА REGNUM Новости) предлагают горожанам не только сохранение всех социальных скидок - детям, студентам, пенсионерам, но и дополнительные скидки при новой системе оплаты. Это скидки постоянного клиента, скидки выходного, праздничного дня и "непикового" времени, скидки могут суммироваться. Проще говоря, незачем домохозяйке ехать в гости или к врачу в "час пик" - если поедет попозже, это дешевле ей обойдется. Воробьева сказала, что чем более короткое расстояние проезжает человек, тем ему будет это дороже, а чем длиннее - тем дешевле, а работодатели, возможно, подумают о дифференцированном начале рабочего дня.

Самой дорогой окажется центральная зона: "Выделение отдельно первой зоны вызвано необходимостью через более высокий тариф произвести регулирование потока в наиболее напряженных пунктах переходов. Система позволит управлять потоком пассажиров при помощи дифференциации тарифов". Кстати, скидки выходного, праздничного дня и "непикового" времени на первую зону - то есть на центр города, распространяться не будут.

Как осуществить контроль за тем, сколько проехал пассажир в соответствии со средствами на своей смарт-карте? Ирина Воробьева сказала, что это можно осуществить двумя путями - закрытым способом, то есть установить турникеты и на выходе из метро, что в петербургских условиях, где 15 станций охраняются КГИОП, невозможно, или открытым способом. То есть пассажир, поднявшись наверх, должен подойти к валидатору - специальному устройству - и отметиться. "Мы знаем, сколько сходит с эскалатора пассажиров, поэтому давки не будет", - сказала Воробьева.

Ни депутатам, ни представителям УФАС и Федерации профсоюзов не стало от этого понятнее, в чем же будет выгода людей и чем же удобнее и проще будет ездить на метро в Санкт-Петербурге с дифференцированной оплатой поездок. Игорь Риммер сказал, что его тревожит закрытость и келейность, при которой метрополитен все это придумал. "Логика ясна - регулирование пассажиропотоков, а вот на элементарный вопрос - насколько людям дороже или дешевле будет ездить - мы ответа не получили. Или метро не дополучает средств и хочет дополучить их с пассажиров?", - сказал депутат. Риммер сообщил, что на следующей встрече по этому вопросу представители метрополитена должны рассказать механизмы формирования цены на билет. И вообще депутат хочет сделать запрос - сколько метро зарабатывает на рекламе и от чего зависит себестоимость поездки. "Мы ждем от метрополитена большей открытости", - сказал Риммер.

Ирина Воробьева сообщила журналистам, что зоны по тарифам будут рассчитаны к июню 2011 года. На вопрос корреспондента ИА REGNUM Новости, пользуется ли она сама метрополитеном, Воробьева ответила, что ездит в метро каждый день.