Чингиз Велиев: Казахстанский нефтяной пасьянс
13 мая представители ряда ведомств Казахстана намерены обсудить предстоящую совместную работу по проверке технологии добычи нефти на Каспии. Об этом сообщает Kazakhstan Today. До этого, 4 мая в ходе заседания правительства премьер-министр РК
Однако предстоящая проверка казахстанскими специалистами технологии добычи нефти на Каспии вызвана не только указанной техногенной катастрофой, но и постоянным вниманием к проблемам безопасности извлечения углеводородов. Казахстан входит в первую двадцатку опубликованного 7 мая рейтинга "Оценка относительного воздействия на окружающую среду", который подготовлен международной группой ученых, исследовавших 228 стран. Такое отношение к делу создает надежды на сохранение экологической чистоты Каспийского моря и служит хорошим примером для других нефтедобывающих государств региона.
Как известно, в ближайшей перспективе, несмотря на некоторые нюансы затягивания освоения нефтяных проектов, Казахстан обещает стать крупнейшей нефтедобывающей державой на Каспии. К 2013 году он собирается добывать 100 млн. тонн нефти в год, а к 2015 году довести её добычу до 135 миллионов тонн. Естественно, что такое большое количество нефти потребует от Казахстана рассмотрения различных маршрутов её транспортировки. На сегодня даже выход азербайджанского нефтепровода
Кроме того в Казахстане самым серьезным образом рассматривается маршрут транспортировки через иранский порт Джаск, который на сегодняшний день является наиболее коротким и дешевым выходом в Аравийское море. Этот маршрут нельзя сбрасывать со счетов, потому что если на Западе количество потребляемой нефти относительно стабилизировалось и велика конкуренция, то на Востоке рост потребности в "черном золоте" далеко не исчерпаны. В обозримом будущем развитие мировой экономики, судя по показателям последних лет, будет происходить за счет Китая, Индии и стран Юго-Восточной Азии, к которым, собственно, Иран открывает самый краткий и дешевый путь. В настоящее время до 60% добываемой Казахстаном нефти отправляется потребителям на западные рынки и терять их Астане не хочется.
Более того, благополучное разрешение спорных вопросов между Москвой и Киевом внесет изменения и в маршруты транспортировки не только российской, но и казахстанской нефти. Не исключено, что для Казахстана вновь будет открыт украинский рынок сбыта нефтепродуктов.
В настоящее время мы на примере КТК видим неудачный пример частно-государственного партнерства в эксплуатации нефтепровода. Если акционеры сумели договориться о расширении пропускной способности КТК до запланированных 67 миллионов тонн нефти в год, то это можно оценить как маленькую победу России, потому что дополнительная казахстанская нефть, которая пойдет по этому маршруту, должна будет в обязательном порядке направляться в черноморский порт Бургас в Болгарии, а оттуда по нефтепроводу в Александруполис. Возражения отдельных участников консорциума, в том числе Казахстана и Shevron к требованию обязательной привязки дополнительной нефти к одному маршруту не были учтены. Впоследствии, Казахстан при поддержке Турции стал лоббировать маршрут транспортировки нефти, соединяющий черноморский турецкий порт Самсун со средиземноморским Джейханом. Предполагалось, что данный маршрут будет иметь протяженность 280 км и пропускную мощность 50-70 миллионов тонн в нефти в год, что позволило бы существенно снизить танкерную нагрузку на пролив Босфор, где расположен крупнейший турецкий мегаполис.
Но жизнь вносит свои коррективы. Ситуация в Греции такова, что та близка к дефолту. А
Пока же Казахстан взял на себя обязательство прокачать через нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан не менее 25 миллионов тонн нефти в год. С этой целью создается казахстанская каспийская система транспортировки нефти (КК-СТ), которая лишь к 2013-14 годам должна быть готова к функционированию. Столь большой срок связан с тем, что разработка и освоение месторождения "Кашаган" задерживается, и ещё неизвестно будет ли выдана первая промышленная партия к 2014-му году. "КК-СТ" включает в себя создание инфраструктуры по обе стороны Каспийского моря. Казахстан должен построить новый порт "Курык", к которому будет подведен нефтепровод "Ескене-Курык", протяженностью 30 километров, и мощностью в 30 миллионов тонн нефти в год. Выход этой системы на промышленную мощность полностью зависит от хода работ на месторождении Кашаган, а также построении Казахстаном собственного флота. Казахстан твердо убежден, что перевозить нефть он будет на танкерах собственного производства. Для этого закуплены в Румынии проекты танкеров вместимостью в 60 миллионов тонн. Однако, по мнению специалистов, долгое время эксплуатировавших танкеры данного проекта, они имеют слишком много недостатков и требуют создания специальных прибрежных инфраструктур.