Станислав Тарасов: Удастся ли Москве пройти через турецкое "минное поле"
Первый официальный визит президента России
Турция понимала, что для России, оказавшейся в то время под "газовым прессингом" Украины, важно было обеспечить для себя обходной маневр и добиться доступа к турецким территориальным водам для строительства газопровода "Южный поток". Но Турция свое согласие на прокладку "Южного потока" в своих территориальных водах обусловила строительством трубопровода
Турция тогда владела инициативой и ставила задачу, как писала газета Sabah, стать главным транзитным пунктом для потоков энергоресурсов в системе Россия - Кавказ - Центральная Азия - Европа. Это не только заметно увеличивало ее геополитическую роль на Ближнем Востоке, но и, с опорой на складывающееся необычное партнерство с Россией, позволяло приступить к ведению более самостоятельной внешней политики. Не случайно на период после визита Владимира Путина приходятся главные достижения во внешней политике этой страны.
В октябре 2009 года состоялось первое заседание Совета по стратегическому сотрудничеству между Сирией и Турцией. Стороны тогда подписали соглашение о введении безвизового режима, приступили к сотрудничеству в сфере энергетики, стали проводить совместные военные учения. Турция попыталась сыграть и роль посредника в урегулировании ближневосточного конфликта, в частности, в возможном урегулировании сирийско-израильских отношений, а также в рамках внутрипалестинского диалога между движениями ФАТХ и "
Успешным можно считать бросок Анкары и на иракском направлении. Осенью 2009 года в Багдаде было проведено объединенное заседание кабинетов министров Турции и Ирака. Тогда было сообщено о планах по продлению железнодорожной ветки Стамбул - Багдад до Бахрейна, что позволяет связать железнодорожным сообщением Европу со странами Персидского залива. Третьим, не менее важным направлением, стала активизация сотрудничества между Турцией и Ираном, появление проектов по созданию зоны свободной торговли на границе двух стран. При этом Анкара заявила, что не разделяет опасения Запада относительно ядерной программы Тегерана, и призвала решать эту проблему политико-дипломатическими средствами. Кстати, в эту новую внешнеполитическую систему органично вписывался и армяно-турецкий диалог по улучшению взаимоотношений.
Первая версия подходов Турции к так называемому общекавказскому урегулированию сводилась к разведению проблем карабахского урегулирования и нормализации отношений с Арменией. Примечательно, что во всех перечисленных направлениях, включая и российское, в основе турецкой внешней политики лежал фактор расширения экономического сотрудничества Турции, прежде всего, с соседними странами. Как заявил на пресс-конференции в Анкаре президент РФ Дмитрий Медведев, "в этот период произошла радикальная смена в характере отношений между Турцией и Россией", что позволило президенту Турции
Однако режиму Гюлю - Эрдогана не удалось прорваться на кавказском направлении - довести процесс нормализации отношений с Арменией до логического конца. Вследствие этого США и Россия, поддерживавшие во многих начинаниях Турцию, стали повышать планки ожиданий по отношению к этой стране. В этом контексте нынешний визит главы России Дмитрия Медведева в Турцию качественно отличался от визита Владимира Путина.
Дело в том, что после прихода к власти в Киеве команды
В этих условиях Дмитрий Медведев в Анкаре вынужден был действовать по принципу остаточного свойства, то есть говорить больше о сотрудничестве в энергетической сфере. Речь идет, прежде всего, о сооружении газопроводов "Южный поток" и "Голубой поток-2", нефтепровода
Но России в Турции приходится работать с определенной оглядкой и по другим причинам. Как ни крути, а Турция вступила в непростой период своей новейшей истории, когда в ходе предстоящего референдума и парламентских выборов может произойти перегруппировка сил в высших эшелонах власти. Если такое произойдет, то можно будет говорить и о смене векторов во внешней политике Турции. Думаю опять-таки не случайно именно накануне визита Дмитрия Медведева в Турции резко обострилось противостояние между правящей партией "Справедливость и развитие" и Народно-Республиканской партией (НРП), которую возглавлял
Напомним, что НРП была создана первым президентом Турции
Прямые взаимные инвестиции между странами составили 10 млрд., а стоимость подрядов турецких строительных компаний в России достигла 31 млрд. долларов. Теперь на словах сторонами обозначена амбициозная задача - довести объем торгово-экономического сотрудничества до 100 млрд. в год, что сопряжено с кооперацией хозяйственно-экономических комплексов двух стран. Но это будет в большей степени зависеть не столько от усилий бизнес-сообщества двух стран, сколько от дальнейшего хода событий внутри самой Турции.