В Новороссийске завершилась работа 6-й Международной подводной поисковой экспедиции "Поклон Кораблям Великой Победы-2010", проведённой дайверами Российской подводной федерации (РПФ) и Пограничной службой ФСБ РФ. Как передает 7 мая корреспондент ИА REGNUM Новости, итоги сделанного подвёл руководитель проекта дайвер Константин Богданов.

"Наш поисковый проект преследует несколько целей: во-первых, мы стараемся не просто открыть объект времён Великой Отечественной войны на дне моря, но и найти документы, по которым точно идентифицировать имена погибших на нём моряков, чтобы не осталось "без вести пропавших" в эту войну; во-вторых, мы категорически против "чёрных копателей", поднимающих со дна какие-то детали, предметы и выставляющих их на рынок; и самое главное - наши подводные акции это подарок ветеранам, тем кто воевал и воочию помнит то страшное время, забывать которое нельзя, и которое не должно повториться никогда!", - отметил Богданов.

В планах нынешней 6-й экспедиции "Поклон Кораблям Великой Победы-2010", кроме поисков новых объектов, была попытка найти судовые документы на открытых в прежних экспедициях боевых кораблях типа "Малый Морской охотник" МО-4. По архивным данным на дне Цемесской бухты порта Новороссийск лежат 11 таких кораблей, погибших во время войны. Сейчас совершены погружения на 6 из них, но судовых документов пока поднять не удалось.

Зато при обследовании новых точек, которые были разведаны в течение минувшего года, со дня прежней, 5-й экспедиции "Поклон Кораблям Великой Победы-2009", удача улыбнулась поисковикам: ростовский дайвер Роман Дунаев (клуб Ростов-dive) вышел на неизвестный до сих пор погибший самолёт. Попытки идентифицировать его марку сходу натолкнулись на технические проблемы: самолёт сильно зарос, заилен, так что очищено только крыло, найдена красная звезда в белой окантовке, чтобы убедиться, что это - советский самолёт. Далее, при попытке расчистить приборную панель и поверхность корпуса в носовой части на прицеле найден шильдик "made in usa", а учитывая, что, по словам Романа Дунаева, "сам нос самолёта тупой", то есть вероятность, что найденный экспедицией самолёт - это "Танберболт" Р-47 или Р-40 "Киттихоук", которые поставлялись в СССР по ленд-лизу.

Другие американские самолёты-истребители, такие как "Аэрокобра" Р-39, или "Харрикейн", или "Спитфайр", имеют выраженную острую носовую часть. Задача окончательно идентифицировать найденный самолёт возлагается на летние погружения участников экспедиции "Поклон Кораблям Великой Победы-2010", а также есть необходимость посмотреть в архивах - на каких самолётах воевали в районе Новоросиийска советские авиационные соединения в годы войны.

Также из находок нынешней майской акции руководитель проекта Богданов назвал "подозрительные" остатки корабля в одной из точек, на которые команда вышла с помощью гидролокатора бокового обзора (ГБО). Уточнение этой находки - также возлагается на летнюю кампанию".

Дайверы экспедиции провели для ветеранов города Новороссийска торжественную церемонию с возложением венков на воду на местах гибели кораблей во время Великой Отечественной войны. Ветераны на двух боевых кораблях Пограничной службы ФСБ РФ вышли в море. Две группы водолазов установили на дне, на погибших "малых Морских охотниках" МО-4, памятные таблички. Православный священник отслужил панихиду. Также был произведён оружейный салют. В торжественной церемонии приняли участие представитель командования Новороссийского управления Пограничной службы РФ, глава администрации Новороссийска Владимир Синяговский и президент Российской подводной федерации (РПФ) мастер спорта Анна Аржанова.