Эмре Танер, глава турецкой разведки (МІТ - Milli Istihbarat Teskilati), 15 июня покинет свой пост. Он отказался от формально высказанного предложения продлить срок своих полномочий еще на шесть месяцев.
Это - не просто отставка " по возрасту", хотя Тенеру исполнилось 67 лет. Еще в начале нынешнего года именно он объявил о планах реорганизации турецкой разведки и подготовил по этому вопросу несколько докладов премьер-министру Турции Реджепу Тайипу Эрдогану. Правда, предложенный им план реформирования спецслужбы не был предан гласности. Известно было только то, что на работу в разведку, особенно в Отдел стратегических исследований, "будут набирать квалифицированные, образованные молодые кадры". Но главное было в том, что было заявлено: из разведки начнется изгнание "военного духа", чтобы максимально упростить бюрократические процедуры в принятии решений и заставить оперативных работников "свои суждения иметь".
Эмре Танер - кадровый разведчик, специалист по особым операциям, пользуется заметным уважением среди национального разведсообщества. До определенного момента ему удавалось сохранять за турецкой разведкой репутацию достаточно сильной и многопрофильной спецслужбы, способной решать самые широкие задачи по информационно-аналитическому обеспечению политики своей страны. Но не его вина, что ситуация как внутри самой Турции, так и за ее пределами стала серьезно меняться. Внутри страны турецкая разведка оказалась между армией и правительством, обострились отношения и с военной разведкой при Генеральном штабе. Много проблем возникло в связи со спецоперацией против плана подготовки государственного переворота "Бальйоз" ("Кувалда"), в ходе которой были проведены аресты среди многих бывших высокопоставленных турецких генералов. Это привело к тому, что начался процесс развала координирующей работы всех турецких национальных разведывательных ведомств. Не исключено, что подобный сценарий входил в планы действий режима Эрдогана - Гюля, стремящихся "покончить с прошлым", и "открыть новую страницу в истории Турции".
К тому же одновременно стала проваливаться и внешняя политика Турции, особенно среди тюркских государств на постсоветском пространстве. Причем Турции за исторически короткий промежуток времени пришлось дважды наступать на одни и те же грабли. Первый раз в начале 1990-х годов, когда появилась иллюзия, что удастся "на американских плечах" прорваться и укрепиться на "новых плацдармах". Не получилось, поскольку США сменили главные векторы своих геополитических интересов в направлении Ирака и Афганистана. В результате отвлечение сил турецкой разведки в сторону постсоветского пространства создало бреши в обороне на южном фланге уже в самой Турции.
Еще с одним сюрпризом турецкая разведка столкнулась, когда стала заметно укрепляться Россия. Осуществляя сбор сведений о расстановке сил в государствах Закавказья, сотрудники турецких спецслужб чуть не угодили в ловушку, которую выстроил в Грузии для Анкары и Баку Михаил Саакашвили. Есть основания предполагать, что турецкая разведка владела достаточным объемом информации о возможности вооруженного вторжения Тбилиси летом 2008 года в Южную Осетию. В итоге, как известно, турецкие власти решили не пропускать через Проливы американскую эскадру до тех пор, пока участь грузинской армии на побережье не была предрешена. Кроме того, Анкара, как сообщили турецкие СМИ, предупредила президента Азербайджана Ильхама Алиева о том, чтобы тот воздержался от соблазна нанести в этот момент военный удар по Карабаху.
Поэтому вскоре после признания Россией независимости Южной Осетии и Абхазии Анкара стала иначе оценивать свои собственные и реальные возможности Москвы на кавказском направлении. В марте 2009 года MIT открыто определила 10 приоритетов своей деятельности. В первом порядке значились "отслеживание политики России на Кавказе и в Центральной Азии", а также "усилия Грузии по вступлению в НАТО, отношения между Турцией, Арменией и Азербайджаном, проблема урегулирования карабахского конфликта". По многим косвенным признакам можно утверждать, что турецкая разведка с самого начала вела и поддерживала цюрихский процесс по нормализации турецко-армянских отношений. Однако первоначальный сценарий - "оторвать Армению от России" - обернулся обострением отношений Анкары, как с США, так и практически со всем Западом. Появились проблемы и во взаимоотношениях с Азербайджаном. В этой связи часть правящей турецкой политической элиты стала выступать за то, чтобы разведку возглавил не кадровый военный, а гражданский чиновник. При этом назывались имена Генерального директора корпорации телерадио Турции Ибрагима Шахина и заместителя премьер-министра Турции Эфкана Ала. Но следующим главой турецкой разведки станет все же доктор Хакан Фидан. По сообщению газеты Today's Zaman, эта кандидатура поддержана президентом страны. Так что Эмре Танера решили сделать "козлом отпущения". Теперь многих его коллег по разведке ждет процедура "чистки".
Хакану Фидану 42 года. Он учился в престижных учебных заведениях Турции и США. С 1986 по 2001 год проходил службу в Вооруженных силах Турции. Работал в исполнительном комитете МАГАТЭ. С 2003 по 2007 год возглавлял Агентство по международному сотрудничеству (TIKA). Защитил степень магистра по теме "Разведка и внешняя политика: Сравнение британской, американской и турецкой систем разведки". Защитил докторскую диссертацию "Роль информационных технологий в контроле международных соглашений в век информации". Последние 2,5 года он занимал пост помощника вице-премьера. В этом качестве он охотно посещал некоторые государства на постсоветском пространстве, побывал даже в Крыму. Его немногочисленные публичные высказывания относительно геополитических аспектов политики Турции на этом направлении имеют в целом традиционный "общетюркский характер". Но, как пишет газета Today Zaman, Фидан считает, что стране для продвижения провозглашенных идей во внешней политике необходима эффективная разведка, а не "аналитические умозаключения" одних только дипломатов. Для этого в стране могут появиться структуры типа ЦРУ и ФБР. Также ожидается, что вместо существующего Учебного центра будет создана академия разведки. При этом Фидан призывает не полагаться в дальнейшем на союзников и их готовность "делиться с разведывательной информацией, как это было в годы "холодной войны", а сформировать спецслужбу нового типа с собственной агентурной сетью за рубежом, в том числе, возможно, и в странах- союзниках по НАТО. Безусловно, при этом вскоре будут заново определены и главные приоритеты в деятельности турецкой разведки. Поэтому сейчас можно делать пока только промежуточные выводы. Учитывая, что Хакан Фидан некогда работал в МАГАТЭ, можно предполагать усиления разведывательной деятельности Турции на иранском направлении. В недалеком будущем следует ожидать и активизацию работы турецкой разведки на кавказском и российском направлениях. Но при этом Анкара вряд ли изменит намеченный курс на расширение стратегического партнерства с Москвой.