Юрий Баранчик: Саммит ОДКБ - Что можно ждать от Лукашенко
Не знаю, кому как, но, на мой взгляд, в Беларуси в последнее время стремительно сокращается пространство аналитики. Из поля серьезного анализа за последние пять лет выпали целые подсистемы белорусской политической реальности. Не могу вспомнить, чтобы кто-нибудь из серьезных экспертов в последние годы анализировал, например, деятельность Совета Министров республики, расстановку сил в нем, те или иные тенденции, подходы в развитии экономики, или, например, деятельность Национального собрания - верхней или нижней палаты. Последнее, что помню, это анализ причин и последствий ухода с должности спикера нижней палаты парламента
В связи с этим что остается? Остается анализировать только дела и слова действующего главы государства. К сожалению, больше анализировать в области государственного управления некого и нечего. Однако и здесь в последнее время все чаще и чаще приходится сталкиваться с проблемой того, что, несмотря на все более громкие заявления и все более громкие "дела", аналитика как жанр к ним становится все менее и менее применима. Вместо серьезных дел, поступков или заявлений приходится анализировать некий неверифицируемый подтекст, который все больше и больше начинает овладевать пространством легального политического дискурса.
Апрель в этом отношении стал просто каким-то фееричным месяцем, особенно в плане работы белорусского телевидения: такого, мягко говоря, "потока сознания" в адрес России и российского руководства еще не было. Чего стоит только вывод о лжи прокремлевских СМИ (имелся в виду "Первый канал" и его репортажи о событиях в Киргизии). В этом случае вполне уместна старая как мир поговорка - "избави нас Бог от таких друзей, а с врагами мы и так как-нибудь разберемся". Разнузданная истерия на белорусском ТВ однозначно говорит о том, какие настроения сейчас царят в белорусском Красном доме (резиденция главы государства).
Скорее всего, это свидетельствует о том, что ни на одно из предложений официального Минска Москва не реагирует и молча гнет свою линию: сегодня стало известно, что БТС-2 построен уже на 62%, средний темп сварки остается 3,2 километра трубы в сутки. Судя по чрезвычайно важным не только для постсоветского пространства, но и для мировой геополитики, российско-украинским договоренностям, не состоятельными выглядят и мечты Минска о формировании в зимний период транзитного белорусско-российского тандема по газу.
С учетом последних заявлений Лукашенко и Медведева, никаких скидок по газу в 2011 году руководству Беларуси ждать не приходится. Конечно, от такой политики официального Минска будут страдать простые люди. Но ведь это их право - избирать и быть избранными. У белорусского народа остается право внести серьезные корректировки в проводимую белорусским государством политику на предстоящих в этом году президентских выборах. Если же белорусский народ устраивает "жить в землянках" между "процветающей" Европой и резко поднимающейся к этому статусу Россией, то кто ему доктор?
Поэтому, конечно, политическое руководство Белоруссии может делать любые заявления. Вопрос только один - кто будет за них платить?
Вот и вчера действующий президент республики сделал целый ряд заявлений в отношении президента и премьера России, планируемого саммита
Если же, как говорится, в сухом остатке сжато дать то, что сказал вчера белорусский лидер, то останется одна очень простая и абсолютно непонятная мысль - белорусский президент еще не знает, поедет ли он на саммит ОДКБ, который должен состояться 8 мая в Москве, или нет. Разве можно это анализировать? Разумеется, нет. Что здесь анализировать? - Человек еще не знает. А от чего зависит поездка? - Тоже непонятно. Наверняка от каких-то условий. Встает вопрос - от каких? Ну, наверное, есть условия, при которых Александр Григорьевич поедет, а, наверное, даже наверняка, есть условия, при которых он железно не поедет.
Что же это могут быть за условия, которые могут лишить удовольствия президентов - лидеров стран ОДКБ пообщаться со своим белорусским коллегой аккурат накануне 65-летия
Может ли быть таким фактором то, что Москва предложит Минску официально принять пост председательствующего в ОДКБ? Скорее всего, нет - об этом можно договориться заранее и Кремль этот вопрос снимет с повестки дня, он явно не принципиален (на фоне всего остального): если официальному Минску "такой ОДКБ" не нужен, тогда зачем вообще его возглавлять? Со стороны Кремля в нынешней ситуации нарастающей перепалки отдать пост председателя Беларуси все равно, что отдать его Грузии или Украине при Ющенко. Поэтому вопрос изначально снят с повестки дня.
Второе, что приходит на ум, это то, что, возможно, в повестку заседания ОДКБ будет внесен вопрос рассмотрения событий в Киргизии. В принципе, да, возможно, почему бы и не рассмотреть, и, возможно, даже сделать совместное заявление. И вот тут обнаруживается "маленький пустячок".
Допустим, приезжает президент Беларуси на саммит, там обсуждается вопрос Киргизии, и какая-то неувязочка получается - Лукашенко-то в отличие от всех остальных президентов стран ОДКБ считает Бакиева действующим главой Киргизии, тем более, Бакиев у него в гостях. Какое может быть обсуждение проблем Киргизии без действующего президента? И вот здесь-то и возникает нестыковочка в подходах: понятно, что Москва "безработного" Бакиева с непонятным статусом приглашать не будет, особенно после того как она вернула на Родину бывшего министра внутренних дел. Так ведь и Лукашенко может сказать, что он без гостя не поедет. А если поедет, и "вдруг" в аэропорте обнаружится, что "гость" все-таки прилетел - что тогда делать? Пускать одного Лукашенко, а Бакиева - нет? Так это ж тогда скандал, а уважающие себя люди таких вещей стараются избегать, особенно когда они так настойчиво навязываются...
Хочется надеяться, что политическое благоразумие победит, и Бакиев сможет сохранить себя в качестве гостя на гостеприимной белорусской земле. Зачем торопиться? Торопиться не нужно, домой всегда можно успеть. Вот только непонятно - зачем все это, весь этот политический "геморрой" нужен белорусской стороне? Ведь с каждым днем пребывания в республике Бакиев превращается во все более тяжелую гирю на ногах официального Минска, что стремительно сужает пространство внешнеполитического маневра белорусскому лидеру. Вот уже и в Москву стало гораздо сложнее прилететь и пообщаться вживую с российским дуумвиратом и другими президентами