Владимир Казимиров: Что хуже - скопище противоречий или прямая кривда?
Президент Азербайджанской Республики (АР)
На фоне многократных прямых угроз И. Алиева вернуться к решению конфликта силой и возобновить военные действия этот пассаж - ну, просто верх умеренности! Хотя ничуть не меняет сути дела. И в мягкой упаковке угрозы остаются угрозами, прямо идут вразрез с важным принципом
Отличалось не новизной, а традиционной противоречивостью и многое другое в речи И.Алиева. Проще всего перечислить некоторые из скопища противоречий в его высказываниях либо между словами и делами.
1. По его словам, окончательный и даже промежуточный, временный статусы Нагорного Карабаха (НК) возможны "только и только в рамках территориальной целостности Азербайджана". В чем же тогда смысл юридически обязывающего волеизъявления НК, в чём выбор? Или ему как раз и нужен карикатурный выбор без выбора? Временный статус НК неизбежно будет близок к нынешнему статусу де-факто, и он мало зависит от Азербайджана. Что касается окончательного - трудно даже предположить, что армянское большинство НК и через 10 лет проголосует за наиширочайшую автономию в составе АР. То есть, как гласит модная дворовая лексика, ему "наплевать" на волеизъявление там. Ясно, что президент АР и не думает о нём всерьёз и не собирается соблюдать своих обязательств по возможному соглашению, а только "получить своё" без взаимности, а лучше и без надежных гарантий мира. Вот в чём соль дела. А Баку опыта невыполнения даже официально подписанных соглашений не занимать. Очевидный пример - соглашение по инцидентам от 4 февраля 1995 г.
2. Ильхам Алиев страстно призывал в этой речи изучать историю региона за последние 20 лет, "чтобы делать правильные выводы, шаги в верном направлении". Но главным событием 1991-1994 годов была как раз полномасштабная война в Карабахе. А сам президент АР всячески избегает касаться той войны, уходит от её анализа. Ему это невыгодно. По нему, у нынешней ситуации и не было прошлого - будто всё началось с беспричинной оккупации 7 районов АР, а то и с наследования престола. Войны вроде как и не было, а оккупация с неба свалилась. Не было резни ни в Сумгаите, ни в Баку, были лишь Ходжалы и армянские этнические чистки. В крайнем случае, можно пожурить Эльчибея, но не отца же, своего благодетеля.
3. В корне противоречивы две тенденции в высказываниях И.Алиева и на практике. В речах, в ходе переговоров и перед международным сообществом он умилительно ратует за мирное сосуществование азербайджанцев и армян в НК для скорейшего возвращения туда своих граждан. А на деле грозит войной и не желает положить конец ненавистничеству к армянам и даже поощряет его. Провести кого-то на этой мякине невозможно. Быстрое возвращение азербайджанцев может иметь целью осложнить обстановку в НК и сорвать референдум по его статусу. Возникшее размежевание - ещё одно драматическое следствие войны и пропаганды. Преодолевать его придётся терпеливо, поэтапно. А разве азербайджанцы не вправе знать перед возвращением в НК - под какую власть идут?
4. И.Алиев вновь усердно изображал общее согласие с обновлёнными Мадридскими принципами (чтобы обвинять Ереван в затягивании переговоров и несговорчивости), но упорно уходил от раскрытия своих "некоторых исключений", упоминаемых в общем виде. Он даже перенёс акцент на то, что их очень мало. Но разве дело лишь в количестве? А "качество"? Совершенно ясно, что его исключения затронут не детали, а самую суть урегулирования, прежде всего, определение конечного статуса НК. Так что "небольшие исключения" могут перечеркнуть все заверения Баку о согласии с обновлённым документом.
5. Пользуясь продолжительной самоуспокоенностью армян и нынешними финансово-экономическими и внутриполитическими затруднениями официального Еревана, И.Алиев пытается теперь организовать всеобщий прессинг на него, требуя скорейшего ответа на обновленные Мадридские принципы, изображает чуть ли не единение в этом с сопредседателями Минской группы ОБСЕ. Как будто уже забыты невнятные плутания Баку в определении своей позиции по Мадридским принципам, начиная с конца 2007 г., вплоть до попыток отрицания этих предложений как таковых. Баку убил на это не "более двух месяцев", а почти два года. А разве Ереван может обойтись без хлопотного согласования позиций со Степанакертом? Причём эта затяжка создана самим Баку, не желающим прямого участия НК в переговорном процессе, что резко умножило недоверие карабахских армян к нему и его посулам.
Расписывая усилия дипломатии АР и формирование обновлённых Мадридских принципов, И.Алиев сам признаёт, что на это ушло 5 лет. Как же тогда требовать незамедлительного согласия другой стороны с тем, что более выгодно тебе, а не ей? Тем более что в этой речи президент так трогательно утверждает равноправие всех стран. Похоже, что он по-разному отсчитывает время себе и другим.
6. Противоречия между словом и делом он ярко проявил и в части нормализации армяно-турецких отношений: "Это дело Турции и Армении. В этот вопрос никто не должен вмешиваться - ни мы, ни другие", сказал он. А кто не помнит истерии Баку по этому поводу, удивившей даже Анкару? Несмотря на массу полученных от Анкары заверений, он продолжает проставлять для неё ограничители. В итоге, как и ожидалось, налицо пробуксовка обоих процессов урегулирования: и армяно-турецкого, и нагорно-карабахского.
Собственно говоря, речь И.Алиева в Баку 14 апреля с.г. вовсе не была исключением. Нередко он допускал "неточности" в выступлениях и раньше, например, в недавней лекции в Таллине. Так всё шире им используются "приписки" - заведомые завышения цифр путём округления (якобы для доходчивости). Так армянам давно вменён в вину захват 20% территории АР (истинная цифра - почти 9%; даже искусственно вогнав в неё Нагорный Карабах - НК - менее 14%). Для округления 10 или 15% куда ближе к истине, чем 20%. Этот трюк - уже "классика" обмана в Карабахе. Достойно ли на солидном уровне пользоваться столь примитивными подтасовками? Цифру азербайджанских вынужденных переселенцев округлённо довели до миллиона и раскрутили её. Но на тех землях не было столько жителей! И вдруг в Таллине И.Алиев признал, что их "более 750 тысяч человек". Неужто шажок к реализму? Зато взял, да "округлил" до 20 лет сроки оккупации и переговоров, хотя в 1990 г. не было ни АР, ни РА, ни того и другого.
Но кривда не только в цифрах - она многообразнее. В Таллине И.Алиев вновь утверждал, будто 4 резолюции
Весь ход переговоров подтверждает, что освобождение оккупированных территорий стало одной из их основных тем. Твердить теперь слово "безоговорочно" - просто всуе. Это холостой пропагандистский выстрел.
И.Алиев утверждает, будто АР имеет полное право восстановить свою территориальную независимость. Тезис нечёткий и явно небесспорный. Ещё больше прав и резонов было у неё не терять своих земель вообще, а решать конфликт без упования на силу - в переговорах. Пренебрежение этим шансом и привело к потере 7 районов. Негодование этим можно понять лишь вместе с самокритикой. Именно Баку надо каяться за безумие марафона войны в два с половиной года. А для ускорения ухода армян не стоит наступать на те же грабли. Той войной Баку сам "подарил" им право требовать надёжных гарантий за уход, а теперь отказывается от предложенного президентом РА С.Саргсяном соглашения не применять силу при разрешении конфликта.
Трудно предположить, что всё это и многое другое высказывается по неведению или ошибке. Значит, так надо. Даже если было или должно быть иначе, даже если это бросает тень на репутацию. Пропагандистская составляющая этого конфликта просто одиозна и нацелена на введение в заблуждение всех и вся, а более всего своего собственного народа. Такое с любой стороны лишь мешает карабахскому мирному урегулированию.