У Белоруссии не получается вести многовекторную политику: интервью
Президент Белоруссии
ИА REGNUM Новости: Как можно оценить заявление о способности Минска "уйти от энергетической зависимости" от России и слова о том, что Москва сама осознала бесперспективность своей нынешней политики на белорусском направлении?
Здесь есть три причины. Первая, самая банальная и человеческая, состоит в том, что российское руководство явно не хочет видеть Лукашенко в Москве до 9 мая. Для белорусского президента это хороший повод сказать, что российская сторона струсила, что у неё не осталось козырей в переговорном процессе, и что она теперь будет лихорадочно искать рычаги давления на руководство Белоруссии. Вторая причина, тоже вполне очевидная, заключается в том, что сейчас начинается период жёстких переговоров между Россией и Белоруссией по нефтяному, газовому и атомному вопросам, и, возможно, даже по проблеме выплаты последнего транша российского стабилизационного кредита. Перед президентскими выборами Александра Григорьевича мало устраивает шаткое положение, в котором сегодня оказалась Белоруссия - хотя бы потому, что его совсем не радует перспектива попадания в полную зависимость от Международного валютного фонда и западных финансовых организаций. Объёмы кредитов будут расти, сроки выплат по ним неумолимо приближаться, и в перспективе это грозит очень некрасивой ситуацией, из которой Белоруссии придётся выруливать, применяя весь свой дипломатический талант. И третья причина также очень проста - нужно готовиться к выборам, а образ внешнего врага ещё никто не отменял.
ИА REGNUM Новости: Что Лукашенко имел в виду, когда сказал, что часть оппозиционной прессы работает на Россию?
У людей, которые читают антигосударственные деструктивные СМИ Белоруссии, данное заявление может вызвать лишь улыбку, потому что кем они финансируются, они даже не считают нужным скрывать, и на кого они работают, можно понять, просто прочтя заголовки новостей за день. К вящему сожалению Москвы, они не только на нас не работают - они выступают против нас единым фронтом с официальными белорусскими СМИ. Оппозиционные и государственные масс медиа в своих нападках на Россию вполне солидарны. То, что белорусские оппозиционные СМИ хоть каким-то образом ориентированы на Россию, может сказать лишь человек, рассчитывающий на то, что люди, которые его слушают, никогда их не читали. Даже в официальных белорусских СМИ нельзя встретить ни одного пророссийского комментария уже несколько лет. Заявление Лукашенко носит популистский характер, оно может быть приурочено как к переговорам с Россией, так и к началу президентской гонки.
ИА REGNUM Новости: Слова о том, что интерес Белоруссии к Таможенному союзу может "упасть наполовину", и что от недопуска белорусских товаров на российские рынки прежде всего страдают сами российские граждане, тоже связаны с этими темами?
Да. Даже текст озвучивается старый. Я не знаю ничего о том, что в России блокируются белорусские товары. Те, кто имеют лицензию, вполне успешно распространяют свою продукцию на российском рынке. Как обыватель могу сказать, что встречаю в Москве белорусские товары постоянно. Налицо старая риторика, и снова речь идёт о переговорах с Россией и работе с собственным электоратом. Многие белорусы находятся в России, и они прекрасно знают, что ничего подобного не происходит. Видимо, это рассчитано на всех остальных.
ИА REGNUM Новости: В заявлении Лукашенко по поводу ядерного оружия явно сквозит обида на то, что Белоруссию не пригласили на саммит по ядерной безопасности в США. Насколько это действительно актуально для Белоруссии?
В данном вопросе Запад и Россию мало волнует точка зрения остальных. Это разговор, который касается определённых людей, которым, в свою очередь, необходимо решить определённые вопросы. Причём здесь Белоруссия? Я как-то слышала хорошую фразу, что в случае настоящего конфликта России с Западом белорусского главнокомандующего просто не успеют разбудить. Это вновь подготовка к новым "победам" на российском направлении белорусской внешней политики. Лукашенко сейчас начал достаточно жёстко разговаривать с Западом, и проведение двух смертных казней перед местными выборами, обыски в офисах "демократических" СМИ - всё это имеет своей целью показать, что в Белоруссии осталась сильная рука, несмотря на всё стремление ЕС и США к вмешательству во внутренние дела белорусского государства. Сейчас в Белоруссии идёт полномасштабное укрепление силового блока, администрации президента и иных профильных госструктур перед лицом не очень приятных событий. Тут всё просто: если Россия не отменит пошлины на нефть, белорусское руководство окажется в очень тяжёлой ситуации. И в экономике, и в политике Минск вынужден быть более сговорчивым в диалоге с Западом, а это чревато серьёзными рисками. Белорусская власть в последнее время также существенно обеспокоена возможностью российского вмешательства в свою экономику. На этой волне Минск вынужден мобилизовать все внутренние ресурсы государства для проведения своей двоякой внешней политики. Ведь, по большому счёту, вести многовекторную политику у Белоруссии не получается. Те же Венесуэла или Иран на самом деле исподволь рассматриваются Минском через призму отношений с Москвой. Многовекторной политики не выходит - выходит лишь двухвекторная. Белоруссия действительно в тяжёлой ситуации, и выхода из неё пока не вырисовывается. Поэтому и на переговорах с Москвой ожидается достаточно тяжёлая полемика, и в рамках предвыборной кампании предстоит серьёзная работа с электоратом и оппозицией. В условиях мирового финансового кризиса осуществить это будет потяжелее, чем в 2006 году.
ИА REGNUM Новости: В чём причина того, что Лукашенко предложил политическое убежище Курманбеку Бакиеву, который, по собственным словам, об этом не просил?
Особого смысла я в этом пока не вижу. Здесь может быть несколько вариантов - во-первых, поступок признанного "фрика", который имеет соответствующее амплуа на международной арене. Во-вторых, это может быть проявлением солидарности, связанной с неприятием "цветных революций" как таковых. Возможны и другие причины, которых мы не знаем, и о которых можем только предполагать. Но это не столь важно, поскольку данное заявление не повлечёт за собой долгосрочных политических последствий. Но в принципе, это не слишком существенный момент.