Станислав Тарасов: Ильхам Алиев перехватывает инициативу у Сержа Саргсяна
Президент Азербайджана
Чем сейчас обусловлено такое решение Азербайджана? Прежде всего, тем, что Баку вместе с Анкарой столкнулись с колоссальными проблемами на западном направлении с целью урегулировать карабахскую проблему. В итоге две страны, декларирующие стратегическое партнерство, оказались в уязвимой позиции, поскольку именно США не просто стимулировали цюрихский процесс, но и стали по сути обуславливать его уже проблемами геноцида армян 1915 года. В исторической перспективе это вело за собой ревизию всей юридической конструкции, обуславливающей административно-территориальные границы не только между государствами Закавказья, но между ними и Турцией.
При подобном сценарии развития событий, особенно в случае принятия Конгрессом США резолюции по геноциду, на горизонте замаячила бы и проблема сохранения под юрисдикцией Азербайджана Нахичевани. Более того, в ситуации, когда соотношение международных сил складывалось явно не в пользу Турции и Азербайджана, появлялись условия для потенциального возникновения еще одного регионального конфликта с подключением к нему Ирана. А далее вообще могла возникнуть проблема ревизии положений Туркманчайского договора 1828 года, по которому часть ханств была присоединена к Российской империи, на территории которых позже было сформировано Азербайджанское государство.
Поэтому Баку предпринял единственно верный ход: разблокировать процесс нормализации отношений между Турцией Арменией, чтобы уже с новых позиций начать карабахское урегулирование. Ереван, который вынашивает в направлении Турции свои стратегические цели, может оказаться в ситуации, когда придется по-новому серьезно размышлять над будущим статусом Нагорного Карабаха.
С другой стороны, Баку сделал и стратегический выбор: работать вместе с Западом над ускорением цюрихского процесса, разваливая выстроенные завалы на пути вступления Турции в ЕС. В случае успеха этой операции, Баку вместе с Анкарой, и возможно уже ЕС, получает реальную возможность оказывать реальное воздействие и на интенсификацию переговорного процесса в формате Минской группы
Говоря проще, Баку присоединился к идеям новой "Дорожной карты", которая уже разработана Вашингтоном. Именно в этом суть момента и главная соль вновь образовавшейся интриги. В случае ратификации турецким парламентом цюрихских протоколов, Армения вынуждена будет принять участие в разработке мирного соглашения по урегулированию нагорно-карабахского конфликта. Уже сам этот факт будет означать победу азербайджанской дипломатии, которая с учетом допущенных ранее серьезных стратегических просчетов, начнет готовиться к разработке новой фазы операции "Карабах".
Напомним, что одним из базовых пунктов Мадридских принципов являются наделение Нагорного Карабаха промежуточным статусом, обеспечение гарантий безопасности и самоуправления региона. Теперь стратегическая инициатива оказывается в руках Баку, который вместе с Анкарой получил возможность в будущем разыграть "армянскую карту" самым неожиданным образом. Пока же можно констатировать только одно: после заявления главы Азербайджана Ильхама Алиева о поддержке процесса урегулирования турецко-армянских отношений, над Турцией перестал висеть дамоклов меч резолюции Конгресса по геноциду.