США продолжают активную дипломатию, стараясь довести до логического конца процесс нормализации отношений между Арменией и Турцией, а точнее добиться разблокирования армяно-турецкой границы. Важно отметить, что для разблокирования границы, она для начала должна быть, как минимум, признана двумя государствами, между которыми пролегает. Именно поэтому один из пунктов подписанных в октябре 2009 года армяно-турецких протоколов гласит, что стороны признают взаимные границы.
Усилия США на данном этапе можно назвать отчасти успешными. Дело стало за парламентами Армении и Турции, которые должны ратифицировать протоколы. В надежде решить эту задачу президент США Барак Обама пригласил президента Армении Сержа Саргсяна и премьера Турции Реджепа Эрдогана в Вашингтон. Однако, по сообщениям прессы, перелома в процессе вновь не произошло.
Роль третейского судьи в армяно-турецких отношениях для Вашингтона не нова. После окончания Первой мировой войны роль арбитра на Парижской конференции 26 апреля 1920 года взял на себя президент США Вудро Вильсон. Позднее, 22 ноября 1920 года, на основе Севрского договора было вынесено знаменитое арбитражное решение Вильсона, согласно которому в состав Армении должны были войти почти весь Эрзрумский вилайет, две трети Ванского и Битлисского, большая часть Трапезундского вилайетов, а также порт Трапезунд. Таким образом, Армения получала выход к Черному морю. Территории, возвращаемые Армении, составляли 100 тыс. кв. км. Объединенная Армения охватила бы территорию в 160 тыс. кв. км. Нынешняя же фактическая армяно-турецкая граница начертана, исходя из трех международных документов - Александропольского, Московского и Карского договоров, которые сжали территорию Армении до 29 тыс. кв. километров. Первые два документа, по оценкам специалистов, лишены юридической силы, поскольку Александропольский договор был подписан уже ушедшим в отставку правительством Армении, а под Московским армяне вовсе не подписывались. Остается в силе только Карский договор, который подписан 13 октября 1921 года по окончании Карской конференции между кемалистской Турцией с одной стороны, и советскими республиками Закавказья с другой.
Статья 2 договора была особенно важна для Турции, поскольку в соответствии с ней, стороны признавали, что никакой другой документ или международный акт, который мог быть навязан посредством силы, не имеет правовых оснований. Это означало, что Советская Армения отказывалась от Севрского мирного договора (подписан 10 августа 1920 года во Франции странами Антанты и присоединившимися к ним Великобританией, Францией, Италией, Японией, Бельгией, Грецией, Польшей, Португалией, Румынией, Королевством сербов, хорватов и словенцев, Хиджазом, Чехословакией и дашнакцаканской Арменией) с одной стороны и Турецким султанатом - с другой). После развала Советского Союза Армения не ратифицировала данный документ, Турция же в связи с этим выступала с обвинениями, опасаясь, что помимо требования признать Геноцид армян, армянское государство может поднять вопрос материальной компенсации и выдвинуть территориальные претензии.
Таким образом, подписание армяно-турецких протоколов, то есть признание фактических границ Турции, расценивается экспертами как фактическое присоединение Республики Армения к Карскому договору, во всяком случае по части признания современных турецких границ. В протоколе "Об установлении дипломатических отношений" говорится, что Армения и Турция "договорились признать существующую между двумя странами общую границу". А в дорожной карте по урегулированию армяно-турецких отношений, опубликованной в турецком издании Sabah, отмечено, что Армения обязывается ратифицировать Карский договор, после чего границы между Турцией и Арменией будут открыты, страны взаимно откроют дипломатические представительства.
Против признания современных границ Турции и иных положений армяно-турецких протоколов выступает Армянская революционная федерация "Дашнакцутюн". Ее члены открыто заявляют, что фактически существующая граница между Арменией и Турцией не закреплена в правовом плане, так как Карский договор, определивший ее, лишен юридической силы. Глава офиса "Ай дат" и по политическим вопросам АРФД Киро Маноян считает, что Армения и Турция должны урегулировать вопрос границ на основе Севрского договора. Маноян пояснил, что необходимость в уточнении армяно-турецкой границы возникла с обретением Арменией независимости. "До этого Армения, находясь в составе СССР, не могла настаивать на этом. После того как независимая Армения стала правопреемницей Первой республики, Севрский договор непосредственно вступил в силу и является единственным документом, по которому может уточняться граница", - заметил он. С аналогичных позиций выступает и бывший посол Армении в Канаде Ара Папян. Он отмечает, что сегодня Армения остается правопреемницей тех границ, которые были обозначены президентом США Вудро Вильсоном. Решение арбитража, по его словам, остается в силе до тех пор, пока Армения, согласно международному праву, не подпишет новые договора о границах и не признает нынешнюю границу с Турцией, то есть, пока не ратифицирует армяно-турецкие протоколы.
На требование Армянской революционной федерации "Дашнакцутюн" использовать Севрский договор в дипломатической практике, отреагировал глава МИД Армении Эдвард Налбандян. "Если есть кто-либо, кто может доказать, что Севрский договор в силе, если кто-либо может сказать, что документ Вильсона имеет силу, мы это можем обсудить". Налбандян напомнил 1 октября 2009 года в парламенте, что документ, представленный Вильсоном, не ратифицировал даже Конгресс США.
Пытаясь сыграть на патриотических чувствах общественности, АРФД представила инициативу учредить "День овладения родиной", или, как интерпретировали СМИ, "День патриотизма". В качестве даты праздника было предложено 22 ноября - день вынесения решения Вудро Вильсона. В обосновании законопроекта говорилось, что развитие мировых процессов и армяно-турецких отношений не должны ограничивать армянскую сторону в правах и действиях. Авторы проекта закона считают, что с точки зрения национальных интересов, включение 22 ноября в список праздников Армении в качестве "Дня овладения родиной", даст возможность продемонстрировать Турции, что Армения не смирилась с существующей ситуацией.
Однако, парламент Армении отказался включить в повестку обсуждение вопроса об учреждении этого праздника. В этой связи член АРФ "Дашнакцутюн" Арцвик Минасян заявил, что учреждение такого праздника полностью вписывается в "идеологию Гарегина Нжде", которой придерживается правящая Республиканская партия Армении (РПА). Тот факт, что члены РПА проголосовали против включения вопроса в повестку, по мнению Минасяна, свидетельствует о том, что они проголосовали против собственной идеологии.
Примечательно, что пока парламент Армении отказывался от увековечивания даты решения Вудро Вильсона, его могилу посетил президент Армении Серж Саргсян. В Национальном кафедральном соборе Вашингтона, обращаясь к присутствующим представителям армянской общины, президент отметил, что отдавая дань памяти Вудро Вильсону, человеку и президенту США, армянский народ помнит и всегда будет помнить его как истинного друга. По словам президента Армении, Вильсон был великим деятелем, которому древнейший народ, проживающий на расстоянии тысяч миль от его родины, спустя сто лет продолжает отдавать почести и передает их из поколения в поколение. "Вильсон для нас - армян не только закрепил на живительной почве мечту о потерянной родине, но и оставил миру завет о том, что большие страны могут и обязаны не позволять повторения страданий маленького народа", - заявил Саргсян, напомнив, что он 90 лет назад фактически сформулировал требование международного признания Геноцида армян.
С другой стороны Серж Саргсян выразил солидарность с президентом США Бараком Обамой относительно необходимости ратификации армяно-турецких протоколов. На переговорах в Вашингтоне американский лидер высоко оценил усилия армянского коллеги, направленные на нормализацию отношений с Турцией. Барак Обама призвал Сержа Саргсяна выполнить обещание нормализовать отношения с Анкарой во благо армянского народа. Он также призвал и Армению, и Турцию приложить усилия для ратификации протоколов в парламентах обеих стран.
Кто знает, если Обаме удастся добиться от сторон ратификации протоколов, то через десятки лет, может быть, турецкие лидеры будут называть его другом Турции, как сегодня Саргсян называет Вудро Вильсона другом армян. По крайней мере, история доказала, что именно США чертят границу между Арменией и Турцией.