Вадим Елфимов: Киргизский "эффект граблей" для СНГ
И вообще, является ли "эффект граблей" сугубо киргизской особенностью или обладает более широким ареалом обитания? Ведь Средняя Азия оттого, что она стала гордо именоваться Центральной, ничуть не выиграла в смысле совершенства представленных в ней политических и социальных систем. То, что раньше в ней было скрыто налетом "советскости", светскости и игрой в европеизацию, нынче, когда она вернулась к "национальным истокам", просто вылезло наружу. И благодаря модернизации и глобализации лишь обрело новый масштаб и новые, вполне современные темпы развития. Отсюда, очевидно, и более короткий жизненный цикл власти.
На вопрос, кому ждать удара теперь, официального ответа, конечно, не получить, хотя по тем нюансам, с какими киргизские события освещались в СМИ стран-соседей, можно судить о степени озабоченности конкретных государственных лидеров. Не будем проводить детальный сравнительный анализ, скажем только, что там, где живописались кровавые оттенки последней киргизской "революции", там явно присутствует тревога и неуверенность власть имущих. Где же подчеркивались логичность и неизбежность произошедшего - там у властей с уверенностью все в порядке. Впрочем, такие страны не составили, к сожалению, подавляющего большинства.
Отсюда чрезвычайно актуален еще один вывод из киргизских событий: Россия ни в коем случае не будет вмешиваться во внутренние дела тех или иных стран. И поддерживать шатающиеся авторитарные режимы, где бы они ни находились, в далекой Африке или прямо по соседству. Во-первых, потому, что такое вмешательство "в момент события" являлось бы действием постфактум, т.е. опоздавшим и бесполезным; во-вторых, потому что куда эффективнее действовать на упреждение.
И более того, - на формирование. Чем играть в активность запоздало, когда игра уже сделана, и спасать уже пошатнувшуюся политическую элиту, лучше помочь сформироваться такой политической элите, которая вовсе не будет шататься. И при этом станет испытывать благодарность за вовремя оказанную Россией поддержку. Вот тут российскому государству есть в чем - а, главное, где! - совершенствоваться. Но, что еще важнее, есть ради чего это делать. В конце концов, от того, насколько дружественными окажутся для России члены Содружества, зависит и ее судьба.