Андрей Островский: Белорусская власть становится врагом Русской православной церкви
6 апреля состоялась встреча белорусского президента
Православный атеист Лукашенко достаточно активно вёл диалог с Православной церковью, посещал храмы по большим праздникам, поддерживал некоторые церковные начинания. В частности, государство было более заинтересовано в возведении православных храмов. Причина этого в том, что белорусские власти опасались развития католицизма, видя в нём поддержку белорусской оппозиции и подозревая в стремлении к ополячиванию.
И вдруг ситуация изменилась, причём, изменилась резко. Лукашенко демонстративно перестал обращать внимание на Православную церковь, зато, в качестве компенсации воспылал дружественными чувствами к Католической церкви. Логика такого поворота объяснялась официальными СМИ достаточно просто: надо же поддерживать диалог не только с первой в государстве конфессией, но и со второй. Вроде всё логично, но возникает вопрос, а почему раньше белорусский президент не пытался наладить диалог с католическим клиром?
Чтобы понять, почему произошёл такой поворот, рассмотрим события, происходившие в период резкого налаживания белорусско-ватиканских отношений. И первым событием возникают в этом ряду конфликтные отношения с Россией. В Белоруссии существует стереотип, по которому православные белорусы поддерживают президента, потому что он поддерживает союзные отношения с Россией и защищает русский язык, а католические белорусы поддерживают оппозицию, потому что белорусский костёл контролируется не напрямую из Ватикана, а из Польши, белорусские католики называют себя поляками, а Польша финансово поддерживает белорусскую оппозицию. Хотя в реальной жизни этот стереотип действует далеко не всегда, но он всё же есть. Лукашенко сознательно пошёл на нагнетание конфликта с Россией, со страной, в которой находится центр Русской Православной церкви. Нынешний российский президент, как и нынешний российский премьер, очень тесно сотрудничают с Православной церковью, поэтому российская власть и РПЦ воспринимаются белорусскими властями как единая сила. Отсюда белорусская элита должна сделать единственный вывод - Православная церковь есть враг, так как связана с российскими руководителями. Однако сразу объявлять православный клир русификаторами может только повредить имиджу белорусской власти. Поэтому нужно уравновесить российское влияние польским, т.е. католическим. Итак, одна из причин обращения внимания на Ватикан - нежелание выполнять соглашения в рамках российско-белорусской интеграции. Влияние Ватикана может усилить влияние католических сил, а, как известно, большинство белорусских оппозиционных лидеров католики. Лукашенко таким образом может вырвать из рук оппозиции знамя поддержки западной христианской конфессии. Это политическая причина изменения религиозных предпочтений белорусской верхушки.
Поговорим об экономической причине. Ватикан является для Белоруссии государством Западной Европы, которое, исходя из своей религиозной идеологии, не должно ставить для белорусских властей невыполнимых экономических и политических условий. А при хорошем развитии отношений через Ватикан можно попытаться продавить очередную порцию низкопроцентных кредитов от западных банков. Ватикан нужен Белоруссии как связующее звено между белорусскими властями и западными кредиторами. Но вряд ли сам Ватикан будет заниматься тем, что просить европейские банки дать Белоруссии льготный кредит, скорее для белорусов это символический "хороший друг", на которого можно сослаться во время торга. Хотя непонятно, посчитают ли западные банкиры эту ссылку весьма весомой. Скорее всего, нет. Ведь Ватикан не обладает возможностью серьёзного политического или экономического давления, его возможности держаться на силе традиций, к тому же католические традиции сильны не во всей Европе.
Можно предложить и психологическую причину внезапно проклюнувшейся любви Лукашенко к Ватикану. Эта причина кроется в отношении белорусского президента к русскому патриарху. Лукашенко оказался единственным из президентов православных стран, которые не поздравили нового патриарха с избранием сразу. На это были некие причины, по которым Лукашенко недолюбливал Кирилла. Это может быть и месть за то, что патриарший экзарх всея Белоруссии, митрополит Минский и Слуцкий Филарет, выступавший одним из кандидатов на патриарший престол, снял свою кандидатуру с выборов. Митрополит Филарет был бы очень удачным патриархом с белорусской точки зрения. Его хорошо знает Лукашенко, а нынешний российский президент Медведев является верующим человеком. Белорусские власти могли бы пытаться через патриарха давить на российского президента. Снятие Филаретом своей кандидатуры поставило крест на этих желаниях. И белорусский президент, как обычно, включил эмоции на полную катушку. Также существует мнение, что Кирилл был нелюбим белорусским лидером за свои высказывания в его адрес. Следовательно, в этом случае стремление завязать тесные отношения с католическим миром, демонстративно игнорируя православный, являются обычным компенсаторным механизмом.
Обида белорусского президента на православных может заключаться ещё и в том, что верхушка РПЦ объяснила белорусскому лидеру, что налаживание диалога двух церквей - дело именно этих церквей, а не православных атеистов, руководящих светскими государствами. После встречи Лукашенко с Папой Римским, белорусский президент начал публично предлагать двум конфессиям встретиться на территории Белоруссии и обсудить наболевшие вопросы. Естественно, это было воспринято, как вмешательство в дела церкви, реакция последовала со стороны православных, поэтому основная нелюбовь перепала им. Ватикан же стал восприниматься как более перспективный партнёр.
К психолого-экономическим факторам можно отнести и действия современных белорусских властей по формуле "лишь бы кому, только бы не России". По этой формуле продаются предприятия, делаются совместные производства, выбираются новые друзья. Россия в сознании связана с православием, поэтому именно Православной церкви стало уделяться меньше государственного внимания, автоматически усилилось внимание к основному оппоненту православия - католицизму. "Только бы не России" может вылиться в подписание соглашения с Ватиканом (белорусский католический кардинал Тадеуш Кондрусевич надеется, что это случится уже в 2010 году). После чего католицизм получит намного больше прав на земле, где 80 % жителей являются православными. Этот процесс может расколоть белорусское общество. Конфликт с православными верующими власти объявят борьбой с влиянием России, страны Запада получат от Белоруссии просьбу помочь финансово стране, сохраняющей католическую веру как один из элементов западной цивилизации, в конфликт будет втянут и Ватикан. Этим шагом Лукашенко низведёт белорусскую оппозицию до уровня полной незаметности, так как в глазах тех же поляков именно Лукашенко, а не оппозиция станет борцом против русского влияния.
Конечно, не все эти факторы являются серьёзными основаниями усиления белорусских контактов с Ватиканом, некоторые из них представлены на уровне гипотез, которые надо уточнять и дорабатывать. Но не стоит забывать ещё один фактор, личный. А формулируется он просто: в начале следующего года в Белоруссии президентские выборы. На выборы нужны деньги и поддержка. Россия не является перспективным союзником белорусского президента, так как требует выполнения достигнутых соглашений, чего белорусы в принципе не привыкли делать. И тогда стремление подписать соглашение с Ватиканом может рассматриваться как попытка вспомнить забытые истины старика Макиавелли.