Раймонд Тантер, бывший член Совета Безопасности при Белом Доме, возглавляющий Комитет по иранской политике в Вашингтоне, выступил с предупреждением о том, что в скором времени Баку придется сделать геополитический выбор между США, Россией и Ираном. По его словам, в настоящее время Азербайджан может оставаться военным союзником США и близким соседом Ирана. Однако в контексте последних договоренностей Москвы и Вашингтона о ракетной обороне и возможных атаках на иранские ядерные объекты Баку придется выбирать. Тем более, что эти договоренности могут подключить к использованию в системе ПРО Габалинскую РЛС в Азербайджане. Напомним, что чуть ранее с аналогичным заявлением выступил командующий силами НАТО в Европе американский адмирал Джеймс Ставридис. Но тогда оно было встречено в штыки со стороны Баку. В частности, политолог Вафа Гулузаде обращал особое внимание "на бестактность американского адмирала, делающего подобные заявления без согласования их с азербайджанской стороной".
Но дело это поправимое. Не исключено, что проблема Габалинской РЛС будет обсуждаться 10-12 апреля в Баку в ходе трехдневной конференции Парламентской Ассамблеи НАТО или во время предстоящего визита в Азербайджан генсека НАТО Андерс Фог Расмуссена. Тем более, что вероятность именно подобного хода событий стала возрастать после заявления госсекретаря США Хиллари Клинтон о том, что США готовы сотрудничать с Россией в области ПРО. Поэтому Баку действительно может оказаться перед сложнейшим выбором. Прежде всего, по словам Раймонда Тантера, "иранский режим может обвинить Баку в нарушении двусторонней договоренности о недопустимости использования своей территории третьей страной для враждебных целей". Во-вторых, Баку может серьезно осложнить свои будущие отношения и с Турцией.
Одно время Анкара вроде бы соглашалась принять на своей территории американскую систему Patriot. Однако правящая в Турции Партия справедливости и развития стала активно налаживать диалог с Тегераном. Если в 2000 году объем двусторонней торговли между двумя соседними странами составлял всего один миллиард долларов, то в 2008 году он уже достиг десяти миллиардов. На долю Ирана приходится сейчас почти треть поставок природного газа в Турцию. Плюс к этому официально заявленная позиция Турции о необходимости урегулирования иранской ядерной проблемы только политико-дипломатическими средствами. В этой связи профессор международных отношений Ближневосточного технологического университета Анкары Ихсан Даги заявил в интервью англоязычной газете, Today's Zaman,, что приобретение Турцией системы противоракетной обороны может стать взрывоопасным" шагом, который негативно скажется на стремлении Турции выйти в региональные миротворцы: "Если это произойдет, то все усилия Турции, направленные на интеграцию Ирана в регион, пойдут прахом". Поэтому Турция может не присоединиться к предполагаемой системе ПРО: ей действительно есть что терять. В то же время может случиться и так, что по разным причинам все же начнется процесс сближения позиций Анкары с Ереваном не только в направлении восстановления дипотношений и открытия границ, но и с подключением к этому процессу и Ирана. Подобная принципиально новая комбинация может в перспективе открыть новые возможности и для мирного урегулирования иранской ядерной проблемы. Пока же администрация Барака Обамы стремится осуществить свои планы по размещению элементов ПРО под предлогом сдерживания иранской угрозы. Но сближение российско-американских позиций по проблемам глобальной безопасности открывает широкой "коридор глобальных возможностей", когда Иран станет всего лишь тактикой, а иные, еще не объявленные цели - стратегией.
Если же Баку и Анкара в той или иной форме все же присоединятся к глобальной ПРО, то они на сей раз вместе окажутся в системе, где доминирующая роль будет принадлежать не только США, но и России. Это также качественно изменит расстановку не только мировых сил, но и региональную геополитику. Причем будущие решения могут быть самыми неожиданными по своим стратегическим последствиям.