Вадим Елфимов: Проект Союзного государства нужно взять под общественный контроль
Официальное название праздника, отмечаемого 2-го апреля, - День единения народов России и Белоруссии. Не случайно в нем говорится о народах - именно народы должны играть ключевую роль в союзном строительстве, определять его формат, его темпы и конечную цель. Мало того, название раскрывает главную истину: больше всего заинтересован в успехе союзного строительства белорусский и российский народы, а, значит, простые люди.
Да, курс на Союз - это по-настоящему народная политика. Настроения у белорусского и русского народов до сих пор таковы, что если бы они получили возможность в полной мере воплотиться, то мы недавний десятилетний юбилей подписания Договора о создании Союзного государства отмечали бы в реально общем государстве. Но этого пока не произошло. Почему? Есть на то субъективные и объективные причины. Сейчас активней всего работают два "тормоза": субъективный - это неконструктивное отношение к союзному строительству высшей прослойки бюрократии, прежде всего, белорусской; объективный - экономический кризис, который создал очень серьезные проблемы не только белорусско-российскому интеграционному проекту, но и
В Белоруссии имеются определенные силы, в первую очередь они сосредоточены в оппозиции, которые стремятся не просто добиться нормализации отношений с западными странами, а полностью "сдать" Белоруссию этому самому Западу. И надо признать, что подобные настроения существуют не только в этой среде. Тот же экономический кризис расшатывает умы у некоторых представителей политической и экономической элиты, что в какой-то мере порождает ситуацию неустойчивости геополитического выбора. И в этих условиях возможностью подбросить некую альтернативу союзной интеграции пытаются воспользоваться все прозападные силы, как открытые, так и скрытые, как в Белоруссии, так и в России. Но если в Российской Федерации прозападные силы находятся в состоянии глубокого кризиса и, фактически, политической агонии (4-5% популярности у населения), то в Белоруссии вследствие начала диалога с Западом прозападные круги значительно оживились. И мало того, в своей эйфории они даже надеются претендовать на президентское кресло. В этом как раз и заключена интрига текущего политического момента в Белоруссии: стоит только перегнуть палку в игре с Западом и это обернется утратой политической стабильности внутри страны.
А раз бюрократия начинает сомневаться: с кем ей интегрироваться, а с кем нет, значит, наступил момент перевести Союз в новое качество: из чисто бюрократического проекта, каким он был до сих пор, сделать его общенародным. Иными словами, поставить союзное строительство под контроль тех, кто в нем кровно заинтересован, т.е. под контроль общественности.
Договор о создании Союзного государства предусматривает как формирование союзного парламента, так и союзных исполнительных органов власти. Но эти пункты договора до сих пор так и не воплощены. А потребность в этом, как видим, уже перезрела. Тут как раз и кроется одна из причин наблюдаемого торможения союзного строительства, которое, по сути, превратилось в бюрократический процесс. Ведь в настоящее время основную ответственность за строительство Союзного государства несет бюрократия. По каким причинам она совершает то или иное действие общественности далеко не всегда понятно. Возьмем хотя бы много раз создаваемые комиссии по выработке совместного Конституционного Акта - сколько лет они заседали? А мы, простые граждане, не только не знаем, какие конкретные идеи и предложения там обсуждались, но не знаем даже того, завершилась ли эта работа или нет, и на какой стадии она находится. Вот конкретный пример, как "трудится" в поте лица бюрократия, когда она не находится под общественным контролем. Ведь у бюрократии могут быть свои интересы, совсем не совпадающие с нуждами экономического и социального развития наших стран. Поэтому одной из главных задач на настоящем этапе является превращение союзного строительства из бюрократического проекта в процесс, находящийся под постоянным контролем общественности. Тогда граждане Белоруссии и России смогут отслеживать, как реально идут дела на союзном поприще, а если потребуется, то и ставить перед ответственными лицами в том числе и самые нелицеприятные вопросы. Это можно сделать только через серьезных полномочных представителей наших народов, т.е. посредством союзного парламента, который должен выбираться прямым голосованием белорусских и российских граждан. Пусть бы в начале парламент Союзного государства имел и небольшие полномочия, но это был бы орган, который контролировал ход союзного строительства и спрашивал бы с чиновников, ответственных за его осуществление.
В конце концов, если кто-то по каким-то причинам уж очень сильно опасается появления такого органа, то вначале можно было бы создать Общественную палату Союзного государства. С правом всего лишь рекомендаций. Единственное условие - в Общественную палату должны выдвигаться общественно значимые лица, но только не из чиновничьих кругов. Вторая союзная бюрократия нам совсем не нужна. Политологи, писатели, экономисты, журналисты, представители политических партий, общественных объединений, - и все это значимые, публичные лица - вот состав Палаты. И пусть Общественная палата не имела бы особых полномочий, она бы просто публично высказывала свое мнение и давала оценку процессам союзного строительства - этого на первых порах вполне достаточно.
Надо еще понимать, что часть белорусской бюрократии пока еще не видит себя в структурах нового общего государства, опасается за свое карьерное будущее и по этой причине не способствует союзному строительству. Там же где субъективная сторона не играет главенствующей роли, там процессы союзной интеграции идут наиболее успешно. В этом отношении показательна ситуация в такой важнейшей области как обеспечение безопасности. Военно-политическое сотрудничество двух стран идет весьма успешно, и это значит, что на самом деле бюрократии способны сотрудничать, и даже работать эффективно - надо только создать им условия. И наладить за ними контроль.
Кстати, опасение у представителей элит за свое будущее, за то, что они окажутся не востребованы на союзном пространстве, можно начать "размагничивать" с Общественной палаты. Можно предложить следующий принцип ее формирования: пусть российских представителей в нее выдвигает белорусская сторона, а белорусских - российская. Состоится своеобразный равноправный обмен! И взаимообогащение идеями, аргументами. Таким образом, каждая сторона будет уверена, что выдвинула своих сторонников, - и это поспособствует нахождению компромиссов, а каждый из представителей получит официальное подтверждение своей актуальности в интеграционном процессе.
Так что создание Общественной палаты союзного государства может оказаться ключевым моментом для всего союзного строительства - как на уровне властей, так и на уровне персоналий. А проще говоря, на уровне людей, ведь для них и должна твориться политика.
Вадим Елфимов, белорусский политолог