В ИА REGNUM Новости поступил комментарий директора программы Россия/Евразия Германского совета по внешней политике Александра Рара и докторандта Кемницского университета (Германия) Михаила Логвинова по поводу международной реакции на взрывы в московском метрополитене. Редакция публикует данный комментарий полностью.

Несмотря на многочисленные соболезнования западных стран, взрывы в московском метро были расценены многими как последствия внутриполитических проблем России, не справляющейся с ситуацией на Северном Кавказе. И снова международными СМИ были упомянуты сепаратисты, боровшиеся ранее за независимость Чечни. Лишь косвенно было сказано о "калифате", подпольным "эмиром" которого провозгласил себя Доку Умаров.

Это свидетельствует о том, что немалая часть западного общества все еще трактуют развитие в Чечне, Дагестане и других северокавказских республиках как сеператистские тенденции, в то время как целью исламистов на Северном Кавказе уже давно является антизападное исламское образование, которое должно стать частью иллюзорного калифата на Кавказе и в Центральной Азии.

Эксперты уже продолжительное время наблюдают трансграничное движение исламистов в центральноазиатском регионе. В ходе военных действий пакистанского правительства в Южном Вазиристане и воздушных атак США в Северном подтвердился тот факт, что активными участниками борьбы в зоне племен являются не только афганские и пакистанские талибы, но и исламисты из Чечни, Дагестана, Узбекистана и др.

Поэтому исключать связь терактов в Москве с деятельностью Аль-Каиды и Талибов нельзя. Можно указать на то, что почерк терактов в Москве и Дагестане напоминает стратегию, выработанную шефом Бригады 313 Илиясом Кашмири, что придает указанному выше факту особую остроту.

В связи с этим неудивительно, что несколько дней назад Большая восьмерка объявила о необходимости совместного плана действий для бесконтрольного пограничного региона между Афганистаном и Пакистаном. Более того, необходимо тесное сотрудничество России и Запада в решении проблем международного терроризма. Необходимы новые формы сотрудничества, которые бы подчеркнули факт неделимости безопасности. Потому что недостаточно быстро развивающееся международное сотрудничество в сфере безопасности не успевает за процессами глобализации террористической угрозы.

В этом контексте интересен тезис германских политиков, призывающих принять Россию в НАТО, чтобы адаптировать существующую архитектуру безопасности к современным вызовам. Российские политики должны рассмотреть перспективу интеграции (не вступления) России с НАТО и поддержки альянса в борьбе с терроризмом. Поскольку, если в России действуют международные террористические структуры, которые угрожают одновременно международному сообществу, Кремль не может и не должен уходить от ответственности. В конечном итоге, рано или поздно террористическая угроза хлынет в центрально-азиатские республики, где сложились для этого практически все условия. Тогда это развитие станет непосредственной проблемой России. Поэтому желательно предвосхитить развитие событий и поддержать - возможно, в формате ОДКБ - НАТО - Запад в борьбе с международным терроризмом.

Что касается развития внутренней политики России, то высказанные в СМИ опасения о том, что обострение проблем безопасности может стать помехой на пути медернизации страны хотя и не совсем необоснованны, но преувеличены. Без структурных мер по борьбе с терроризмом решение проблем Северного Кавказа невозможною Это понимают в Кремле. Поэтому Хлопонин должен продолжать реализовывать намеченные программы. Однако в первую очередь необходимо бороться с коррупцией и клановостью общества. Только социально-экономическая модернизация республик способна интегрировать их в Российскую Федерацию. Кремль и ранее поддерживал северкавказские республики многомиллионными субсидиями, только в конечном итоге оказывалось так, что поддержка не доходила до непосредственного адресата и способствовала разрастанию финансовой преступности.

Таким образом, несколько нечеткий ранее проект модернизации может приобрести теперь ясные контуры. Поскольку модернизация является предпосылкой, а не следствием безопасности и должна проводиться во имя безопасности.