Румыния - ЕС: "Коррупция в Румынии празднует победу над Европейской комиссией". Геополитика: "Участие Румынии в ПРО не имеет ничего общего с урегулированием приднестровского конфликта". "Венгерский вопрос": "Секуйский край - это не Румыния". Экономика: "В Румынии появился первый город-банкрот".

Румыния - ЕС: "Коррупция в Румынии празднует победу над Европейской комиссией"

Европейская комиссия (ЕК) обнародовала предварительный доклад о состоянии реформы правосудия в Румынии, пишет Nine o'clock. В документе ЕК содержится критика Бухареста за затягивание хода реформы, а также за случаи спорных решений суда по нескольким крупным коррупционным разбирательствам. Представители Еврокомиссии, комментируя основные тезисы доклада, отметили, что в последнее время судебная реформа в Румынии продвигалась медленными темпами. В частности, еврочиновников смутила недостаточная смена кадров в системе правосудия. В свою очередь, министр юстиции Румынии Кэтэлин Предою назвал отчет Еврокомиссии "важным сигналом европейского сообщества о необходимости большей модернизации судебной системы в Румынии".

Последний доклад по судебной системе означает победу коррупции в Румынии над Европейской комиссией, пишет Romania Libera в материале под заголовком "ЕС не был готов к Румынии". Выделенные Румынии фонды для реформы юстиции могут прикрыться в любой момент. Хотя мы уже привыкли терять европейские деньги. То, что за нами пока продолжат мониторинг никого не удивляет. Европа за нами наблюдает, а мы по-прежнему "не ржавеем". Так Брюссель открывает для себя, что ЕС был меньше готов к Румынии, чем Румыния к ЕС.

Что касается доклада ЕК, то в нем очень много критики: "Румыния не удержала взятый весной 2009 года ритм реформ", "судебная реформа носит ограниченный характер", "затягивание и необоснованное прекращение процессов", "слишком мягкие приговоры и наказания по коррупционным делам"... Мониторинговый отчёт содержит лишь два положительных момента: Национальное антикоррупционное управление показало неплохие результаты по расследованию случаев коррупции на высшем уровне и Национальное агентство по честности (ANI) также продемонстрировало в прошлом году "обнадёживающие результаты".

Румынское правосудие пока ещё нуждается в постороннем наблюдении, продолжает Romania Libera. Об этом говорит и бывший министр юстиции Моника Маковей: "Прекращение мониторинга не в интересах народа, потому что тогда вообще ничего не будет делаться". Нынешний глава Минюста Кэтэлин Предою предпочитает видеть стакан наполовину полным. О докладе Еврокомиссии он отозвался так: "Несмотря на сложный в экономическом и политическом плане 2009 год, нам удалось сохранить правильный путь. Думаю, в этом заслуга всех участников процесса - и законодательной, и исполнительной и, в особенности, судебной власти". Что ещё можно сказать, когда эти доклады годами пишутся словно под копирку, когда прогресс в судебной системе в действительности минимальный, а любая критика давно превратилась в банальность? - подводит итог издание.

Геополитика: "Участие Румынии в ПРО не имеет ничего общего с урегулированием приднестровского конфликта"

Информационное агентство Inforusia публикует интервью с министром обороны Молдавии Виталием Маринуцэ. Отвечая на вопрос о том, в какой степени размещение элементов американской ПРО в Румынии может повлиять на Молдавию, Маринуцэ отметил: "Прежде хочу отметить, что намерение разместить на своей территории противоракетный щит является сугубо внутренним делом Румынии. Относительно же спекуляций, которые появились в последнее время в кишинёвских политических кругах по поводу того, что ПРО в Румынии будто может представлять опасность для безопасности Молдавии, должен сказать, что недавно эта тема затрагивалась в ходе молдавско-румынских консультаций по вопросам безопасности. Румынская сторона нас заверила, что система будет носить исключительно оборонительный характер и предназначена для защиты территории Румынии и её граждан от возможных ракетных атак. Было подчёркнуто, что участие Румынии в данной противоракетной системе не имеет ничего общего с урегулированием приднестровского конфликта. Также будущая система ПРО в Румынии не только не затрагивает безопасность соседних стран, но напротив, снижает соответствующие риски в более широком региональном плане. Таким образом, благодаря совершенным технологиям, которые предоставляет система ПРО в Румынии, а также благоприятным румыно-молдавским отношениям, безопасность и оборона молдавского воздушного пространства только выиграют. Но на сегодняшний день это всего лишь оценка. Ситуация прояснится тогда, когда станет известно какого конкретно типа будет эта система, в каком количестве и в какой части Румынии будет размещена. Эти детали, насколько мне известно, будут обсуждаться между Румынией и США на втором этапе проекта".

В качестве реакции на планы по размещению американской ПРО Россия заявила, что может разместить свои противоракетные системы в некоторых странах СНГ, продолжает Inforusia. В то же время, по словам молдавского министра, "насколько известно никакого официального заявления со стороны Москвы до сих пор не было". "Звучали лишь мнения экспертов, как правило, российских военных, в том числе и в отставке. Я не верю, что Россия официально выступит с такой инициативой. На территории Молдавии уже 20 лет располагаются российские войска (Российские вооруженные силы не находятся на территории Бессарабии. Ограниченная группа российских войск (ОГРВ) и российские миротворцы, которые несут службу в соответствии с подписанным в 1992 году президентами России и Молдавии в присутствии президента Приднестровья Соглашением о принципах мирного урегулирования молдавско-приднестровского конфликта, находятся на территории Приднестровской Молдавской Республики - прим. ИА REGNUM Новости), которые после того как пришли очень трудно уходят. И вряд ли мы станем приглашать дополнительные войска", - отметил Маринуцэ.

Отвечая на вопрос Inforusia о том, как он оценивает инициативу руководства России о "возможности вторжения российской армии на территорию зарубежных стран для защиты своих соотечественников в случае опасности" и допускает ли возможность повторения событий 1991-92 гг. в Приднестровье, молдавский министр заявил: "Данная идея не нова, и желание защищать своих соотечественников вполне естественно. Вызывает тревогу не желание и намерение защищать своих граждан, а механизм, с помощью которого предполагается это делать. Понятие "опасности", которым предполагается оперировать, является субъективным и зависит от оценки людей. В Молдавии проживают около 200 тыс. российских граждан (по ориентировочным данным, которые озвучивались посольством РФ в Молдавии, в Приднестровье проживают около 109 тысяч граждан России, в то время как на правом берегу Днестра их количество составляет 20-25 тысяч человек - прим. ИА REGNUM Новости). Более того, их число продолжает расти, в особенности в левобережье Днестра. С определённостью можно сказать, что их права защищены, и что в молдавском обществе не существует дискриминации жителей, обладающих российским гражданством. И здесь я спрашиваю, как определит Россия "опасность" положения своих граждан, что потом ляжет в основу принятия возможного решения? Конечно, существует опасность манипулирования памятью страданий 1992 года, но я всё же надеюсь, что современные реалии возобладают в разуме наших соседей".

Комментируя по просьбе Inforusia заявление президента Приднестровья Игоря Смирнова о готовности принять у себя российский ракетный комплекс "Искандер", Виталий Маринуцэ выразил мнение, что "это пустые заявления". "Как мы впоследствии видели, они не были приняты всерьёз даже самой Россией, кому, собственно, это предложение и было адресовано. Благодаря тому, что самопровозглашённое Приднестровье не является субъектом международного права, а так называемый выбор местного населения не несёт никаких последствий, Смирнов мог позволять себе такие заявления на протяжении всего периода своего правления в регионе. Россия признала Молдавию суверенным и независимым государством в границах, в которые входит и Приднестровье. То есть, юридически, территория, на которой Смирнов хочет разместить российские ракеты "Искандер", принадлежит не ему, а конституционное руководство Молдавии не уполномочивало его делать такие заявления. Любое решение по этому вопросу будет обсуждаться между двумя государствами - Россией и Молдавией", - подвел итог Виталий Маринуцэ.

"Венгерский вопрос": "Секуйский край - это не Румыния"

В знак протеста против действий венгерских организаций, приуроченных ко Дню независимости Венгрии, около тысячи румын из так называемого Секуйского края собрались 20 марта в городе Топлица на съезд Гражданского форума румын уездов Харгита, Ковасна и Муреш, пишет Gandul. Мероприятие, помимо самих членов форума, а также представителей местного духовенства, разумеется, не смогли пропустить и румынские политики. Группу социал-демократов представлял новый председатель СДПР Виктор Понта, национал-либералов представляла вице-председатель партии Норика Николай, подчеркнувшая, что присутствует на мероприятии и в качестве депутата Европарламента. На другом конце сцены стоял со своими "ребятами" лидер "Великой Румынии" Корнелий Вадим Тудор. Потом появился и депутат от либерал-демократов Флорин Постолаке, однако, получив звонок, что не следует светиться с политическими противниками, сразу же испарился.

Лидер социал-демократов Понта пообещал, что СДПР никогда не пойдёт с теми, кто выступает против конституции Румынии и никогда не допустит образования какой-либо автономии по этническим критериям и с другим языком кроме румынского, продолжает Gandul. Комментируя выступления венгерских радикалов и, в частности, один из их плакатов, на котором было написано, что "Секуйский край - это не Румыния", Понта заявил, что "это действительно не Румыния, потому что Секуйского края не существует!". Идея сразу была подхвачена Вадимом Тудором и остальными политиками, которые заверили, что законопроект о национальных меньшинствах, который проталкивает в парламенте Демократический союз венгров, никогда не будет принят, и что за это они готовы бороться вплоть до Брюсселя. Ответ венгерских политиков не заставил себя ждать. Лидер ДСВР Марко Бела назвал заявления в Топлице "безответственным разжиганием антивенгерских настроений".

Лидер ДСВР Марко Бела заявил, что румынское население Харгиты и Ковасны должно понять, что если венгры получат больше прав, это не нанесёт никакого ущерба правам и интересам румын, пишет Cotidianul. "Если что-то такое произойдёт, я первый выступлю против", - заявил Бела. По словам политика, участники мероприятия в Топлице были введены в заблуждение присутствовавшими там политиками. В первую очередь, по его словам, это относится к лидеру социал-демократов Виктору Понта. "Я ожидал большей ответственности от румынских политиков. Никогда бы не подумал, что Понта настолько отчается, что придёт на одно мероприятие с Тудором и объединится с ним. Когда кто-то боится потерять популярность и известность, он пытается прибегнуть к национализму. Безответственному поведению и подстрекательским заявлениям, допущенным председателем СДПР не должно быть места в Румынии 2010 года", - заявил Марко Бела.

В условиях недовольства румынского населения Харгиты и Ковасны, бухарестские политики не скупятся на обещания, пишет Evenimentul Zilei. Избранный недавно новым председателем Социал-демократической партии Виктор Понта пытается завоевать голоса румынского населения Трансильвании. Многие аналитики склоняются к мнению, что такие попытки могут насторожить Вадима Тудора. Лидер социал-демократов делает ставку на националистический электорат. Учитывая, что на последних выборах "Великая Румыния" набрала всего 540 тыс. голосов, в следующий раз она рискует прогореть и не преодолеть избирательный порог.

Трудно найти тему более недопонятую и неверно изложенную, чем тема автономии, которой добивается венгерское население Румынии, пишет Ziare.com. Так ли всё, как говорят венгры или так, как преподносят их противники? Рассмотрим главные тезисы обоих лагерей.

Тезис 1. "Автономия жизненно важна для венгров". Посмотрим правде в глаза! Венгры и без автономии должны быть довольны своим положением, пишет Ziare.com. Им не хуже и не лучше остальных жителей страны. У них прав больше, чем у других национальных меньшинств в практически всех странах региона. В публичной сфере, образовании, правосудии они могут использовать свой язык. Они постоянно входят в правящие коалиции. Уже много лет в Румынии ходит поговорка, что "выборы покажут, с кем разделит власть ДСВР". Предполагаемая территориальная автономия доставит больше национальной гордости, но, возможно и больший контроль. И всё же, требуя автономии, необходимо знать, что это будет означать для подавляющей массы румынского населения страны?

Тезис 2. "Все венгры агрессивны". На самом деле, это не так, отмечает Ziare.com. В прессе освещаются в основном чересчур требовательные заявления некоторых маргинальных групп венгерского сообщества. Национальный секуйский совет, Гражданская венгерская партия и прочие подобные организации либо не понимают, что территориальная автономия основанная на этническом принципе невозможна, либо понимают это, но используют данную тему ради получения своей доли власти в венгерском сообществе. Истинный представитель большинства венгерского населения Румынии - Демократический союз венгров - идею автономии отвергает. Марко Бела со своей партией, будучи частью правящей коалиции, понимает, что позволить себе поведение как у других венгерских политиков он не может. Поэтому он следует политике "малых шагов". Без давления. В целом, лидеры ДСВР демонстрируют ответственный и реалистичный подход.

Тезис 3. "Требования автономии незаконны". Прекрасный пропагандистский материал для патриотов вроде Корнелиу Вадима Тудора, пишет Ziare.com. Требования об автономии могут кого-то тревожить, раздражать, провоцировать напряжение, но в любом случае они не являются незаконными. Просить автономию и насильно создавать её, выходя за конституционные рамки, - это не одно и то же. Как и любой гражданин Румынии, каждый представитель венгерского населения имеет право говорить о том, что, по его мнению, будет лучше для него самого. Это не делает его преступником. Если бы, к примеру, требования об изменении конституции были незаконными, мы бы до сих пор жили с конституцией 1866 года.

Тезис 4. "Автономия - это распад Румынии". Ни в коем случае, отмечает Ziare.com. Даже, если предположить фантастический вариант, что автономия появится, это всё равно не будет означать нарушение целостности государства. Великобритания, Испания, Голландия, Италия, Финляндия - это лишь малая часть примеров - имеют на своей территории автономные регионы. Многие из них имеют даже собственные парламенты. И ничего - всё прекрасно работает, без всякого напряжения. Хотя, по правде говоря, там всё происходит в совсем иных условиях. В условиях зрелых государств и зрелых обществ, которые пережили свои исторические раны. Не как румыны с венграми, подводит итог издание.

Последние 20 лет уже стало привычным, что венгерские националисты каждый год на день независимости Венгрии разжигают страсти в этом регионе Европы и вспоминают реваншистские лозунги, основанные на идее о "Великой Венгрии", пишет Amos news. Помимо уважения права каждого народа и каждого национального меньшинства отмечать свои праздники, нельзя не отметить, что празднование венграми дня 15 марта многих заставило задуматься - действительно ли автономия не несёт никакой опасности, как уверяет всех Марко Бела?

Известно, что Румыния уже давно является на европейском уровне примером гарантированной защиты прав национальных меньшинств, утверждает Amos news. Румынское законодательство предусматривает положительную дискриминацию для нацменов. Так что все претензии и недовольства на эту тему беспочвенны. Примечательно, что румынские венгры имеют возможность говорить о своих интересах даже в Европейском парламенте. Присутствие в этом европейском органе венгерских депутатов, как и, впрочем, в румынском правительстве, стало уже традиционным для румынской политики.

Озабоченность в связи с тем, что происходит на собраниях венгерских экстремистов в уездах с преобладающим венгерским населением, должно вызывать другое, пишет Amos news. Очевидно, то, что происходит в Харгите и Ковасне, задумывается в Будапеште. И эту мысль подтвердил в День независимости Венгрии 15 марта венгерский президент Ласло Шойом. Находясь в этот день с визитом в Сербии, Шойом заявил, что Евросоюз должен активней участвовать в урегулировании конфликтов с участием этнических меньшинств. По его словам, Венгрия в этом смысле намерена использовать возможности, которые ей даёт председательство в ЕС в первой половине 2011 года. Тут можно говорить об агрессивной государственной политике, которая использует национальные меньшинства в соседних странах в качестве инструмента для ревизионистских действий, а также отравляет межэтнический климат и отношения между государствами-членами ЕС. И эта серьезная проблема должна быть рассмотрена в верхах ЕС.

Данная тенденция скорее всего усилится после ожидаемой победы на будущих парламентских выборах в Венгрии лидера оппозиции Виктора Орбана, - того самого, который заявлял, что ситуация с Косово может стать примером для венгерского населения карпатского региона, продолжает Amos news. Он же обещал способствовать созданию нескольких венгерских автономных образований за пределами Венгрии. Не в последнюю очередь вызывают тревогу результаты проведённых в Венгрии опросов, согласно которым, на апрельских парламентских выборах праворадикальная Партия за лучшую Венгрию (Jobbik) может занять третье место. Таким образом, в нашей части Европы существует реальная проблема венгерского экстремизма. И обязанность Румынии - обратить на это внимание европейских институтов, подводит итог агентство.

Справка ИА REGNUM Новости: В Румынии проживает около 1,5 млн венгров, что составляет 6,6% от всего населения страны. Основная часть венгерского меньшинства проживает на территории исторической области Трансильвания и имеет самоназвание "секуи". 5 сентября 2009 года прошедший в городе Одорхейул Секуеск съезд представителей местных органов власти Секуйского региона провозгласил создание Секуйской автономии, в которую вошла большая часть территории уездов Харгита, Ковасна и Муреш, венгерское население которых составляет около 70%. На съезде были также утверждены гимн, герб, флаг и административная карта новообразованной Секуйской автономии. 12 марта в городе Сфынту Георге состоялся второй съезд мэров и советников Секуйского региона. Главным решением участников съезда стало придание венгерскому языку официального статуса на региональном уровне. Премьер-министр Румынии Эмиль Бок, комментируя данное решение, назвал его "лишённым конституционных оснований".

Экономика: "В Румынии появился первый город-банкрот"

В Румынии каждый день по 70 компаний объявляют банкротство, пишет Romania Libera. Газета цитирует председателя Национального союза специалистов по вопросам банкротства, согласно которому за первые два месяца этого года, около 4200 компаний инициировали процедуры банкротства. Специалисты в экономической области придерживаются мнения, что много руководителей компаний не имеют стратегического плана восстановления положения фирмы, а предпочитают банкротство, чтобы избавиться от задолженностей.

Самая большая проблема состоит в том, что в Румынии кредиторы способны получить обратно от должников только 10%, по сравнению с мировым уровнем в 20%, продолжает Romania Libera. В 2009 году, специализированные компании смогли вернуть обратно кредиторам от должников только 200 миллионов евро из долгов, составляющих 2,5 миллиарда. Практически, получают деньги только кредиторы бюджетного сектора, или оплачиваются те долги, за которыми стоят гарантии.

Вопрос кризиса пенсионной системы волнует не только Румынию, пишет Adevarul. Данная проблема стала темой дебатов на общеевропейском уровне. Эксперты отмечают вызывающие озабоченность показатели: нынешний финансовый кризис в 10 раз менее существенен, чем предстоящий кризис пенсионной системы, вызванный условиями старения и сокращения численности населения, что обязывает страны ЕС объединить силы и реформировать пенсионные системы.

Экономический кризис отвлек внимание правительств от долгосрочных проблем, продолжает Adevarul. В некоторых странах ЕС, как вытекает из доклада Европейского парламента, реформирование пенсионной системы было отменено из-за протестов, а другие страны предпочли одалживать деньги для сохранения действующих пенсионных систем, вместо их реформирования. Эти решения будут иметь, однако, глубокие негативные последствия. Поэтому с политической точки зрения мера по росту пенсионного возраста кажется непреодолимой. Это вывод доклада Европейского парламента. Европейские эксперты замечают, что существует разница между статистической надеждой на жизнь, на основании которой такая мера может быть принята, и реальной, физической и психической способностью пожилого человека работать на равных условиях с человеком на 20 лет моложе. Наряду с ростом пенсионного возраста, предусмотренного, между прочим, и румынским вариантом пенсионной реформы, другие необходимые меры состоят в поддержании частных пенсионных систем, отмечает издание.

В Румынии появился первый город-банкрот, чьи доходы не покрывают расходы по большей части статей бюджета, пишет Romania Libera. Власти города Аниноаса региона Валя Жиулуй объявили о ситуации "финансового кризиса", что в частных структурах означает банкротство. Долги городских властей составляют 3 миллиона румынских леев (около $1 млн), к которым добавились выплаты по банковскому кредиту. Мэр города Илие Ботгрос намерен в ближайшее время известить уездное руководство, отделение министерства финансов, Счетную палату, а также местных советников о критической ситуации. Мэр ожидает, что над городом будет взято специальное управление от имени указанных структур. Вместе с тем Илие Ботгрос считает, что в итоге кризис будет преодолен, и городские власти исполнят все социальные выплаты.

Гражданам Румынии нужно наконец-то осознать раз и навсегда, что мы не можем тратить больше, чем мы производим, приводит издание Hotnews слова президента Румынии Траяна Бэсеску. Он подчеркнул, что власти должны приспособить свои запросы к сегодняшним реалиям и понять, что Румыния не может жить в долг. Бэсеску отметил, что если правительству не удастся принять необходимые меры, регулирующие общественные расходы, Румынии потребуется снова брать иностранный кредит в конце года.

В то же время Бэсеску считает, что страна создает слишком большие долги и необходимо отказаться от этой практики. "К концу 2010 года нам понадобится новый заем, чтобы мы смогли расплатиться по своим обязательствам. Мы не можем брать в долг других средств на 2011-2012 годы, чтобы не пожертвовать развитием Румынии", - заявил президент, выступая в Министерстве национальной обороны.

Президент высказал свои опасения после того, как СМИ подсчитали, что в одном лишь 2009 году Румыния увеличила свой долг со 109 миллиардов леев до 148 миллиардов, а все средства пошли не на инфраструктурные проекты, а на внутреннее потребление, отмечает Hotnews. Издание напоминает, что в Румынии в 2009 году разразился мощный финансовый кризис, из-за чего страна была вынуждена занять у международного валютного фонда и других структур порядка 15 миллиардов евро.