Эксперт: С Кавказа поступают тексты, оправдывающие терроризм (Санкт-Петербург)
Москва, 30 марта, 2010, 17:07 — ИА Регнум. Директор центра по изучению экстремизма СПбГУ, доктор филологических наук
Кузнецов отметил, что в прежней редакции БТС понятие толерантность трактуется как "терпимость к чужому мнению, поведению", но сейчас он склонен понимать этот термин, не просто как терпимость, но как "способность, умение терпимо относиться к чуждому мнению; снисходительность". Изменить прежнее толкование побуждает жизнь этого слова в русском языке.
Пока Кузнецов не сформулировал для себя окончательного определения этого термина, но задается вопросом: "Включается ли в понятие толерантность "терпимость к поведению чужого человека"? Когда тебе палкой по спине ударят, что должен делать толерантный человек? Или незнакомцы пришли в твой дом и живут там без спросу? Каковы границы того, что сейчас понимают под толерантностью? Могут ли быть толерантными или интолерантными действия? Я пока не нашел ответа на эти вопросы". Ученый намерен обсудить эти вопросы со "специалистами по толерантности" на международной конференции в СПБГУ на эту тему, которая состоится 22-23 апреля.
Центр по изучению экстремизма в СПбГУ был создан в конце 2009 года, но уже широко известен в регионах России и завален работой. "Мы предполагали, что будем делать 40-50 экспертиз в год, а получили уже сейчас около 200. Это понятно - мы экспертируем тексты по запросам органов
Он считает, что при СПбГУ должен быть создан эндаумент-фонд для обеспечения экспертной деятельности Университета в целом и работы Центра в частности. Но пока эту деятельность финансирует сам Университет.
Характер материалов, которые присылают в СПбГУ на экспертизу, различается в зависимости от регионов. Как отмечает Сергей Кузнецов, тексты, приходящие на экспертизу с Северного Кавказа, - это тексты, выражающие идеи религиозного радикализма и оправдывающие терроризм.
"Люди, которые пишут такое, видимо, не понимают, что в своем сознании вместо благородных идей умножения добра в мире они культивируют идеи достижения справедливости путем умножения зла. Но людей, которые хотят жить мирно в своем доме, намного больше, чем тех, кто стремится к кровавому Джихаду. Вместо постройки удобного жилища, они пытаются выстроить неприступный бункер. После того, как я познакомился с основным репертуаром этих идей, руки опустились - я не могу найти позитивного в их мыслях. Их ненависть и самоизоляция - прямой путь в черную пустоту", -отмечает доктор филологических наук Кузнецов.
Из других российских регионов на экспертизу поступают национал-патриотические, шовинистические тексты. "Мысль о том, что я лучше всех, потому что я такой-то национальности или такой-то конфессии, посещает далеко не обязательно русские головы. Если молодой человек ассоциирует себя со скинхедами, националистами, радикалами, то что это - ксенофобия или недостаток воспитания, когда все чужое и незнакомое автоматически означает нечто плохое, несущее зло. Что, в этом молодом человеке с детства воспитывалась реакция агрессии на все непонятное?" - задается вопросом ученый.
Кузнецов отмечает, что не существует научно признанных единых методик анализа текста, позволяющих установить наличие признаков экстремизма. Часто алгоритм исследования текста оказывается индивидуальным.
"Это должна быть доказательная лингвистика, отвечающая на вопрос: почему эксперт понял этот текст именно так, а не иначе? Часто необходим синтаксический и морфологический анализ, поскольку авторы нередко изобретают слова сами. Мое дело - доказать, почему это слово должно пониматься именно таким образом. Задача экспертизы установить признаки экстремизма, проявляющиеся во фразах ненависти и ксенофобии", - подчеркнул Сергей Кузнецов.
Комментируя возможность "кавказского следа" в терактах в московском метро, ученый отмечает, что "этот взрыв, в любом случае, является важным основанием для увеличения финансирования работы спецслужб, выделения средств на развитие и совершенствование методов противодействия террористической деятельности".
"На Кавказе сейчас убивают милиционеров, но это приведет лишь к более жестким ответам со стороны силовых структур. Террористические акты против единоверцев сопровождаются ростом идеологического, политического экстремизма, проповеди единоверцев о мире не действуют на террористов, которые давно уже порвали с традиционным исламом. Тот факт, что сейчас в Санкт-Петербурге растет число частных молельных домов, говорит нам о том, что ветви радикального исламизма пытаются привить и у нас", - подчеркивает руководитель Центра по изучению экстремизма СПбГУ.