Манжикова: Депутатов горсобрания поставили "раком" (Калмыкия)
Калмыкия, 29 марта, 2010, 16:38 — ИА Регнум. Инициатива девяти депутатов Элистинского городского Собрания четвертого созыва о назначении председателя горсобрания
Депутат Элистинского городского Собрания четвертого созыва, председатель регионального отделения организации "Опора России" Наталья Манжикова заявила о том, что принятием решения депутаты пошли на прямое нарушение федерального закона. "Если мы идем на нарушение федерального закона, то нам грозит роспуск. Городу нужен мэр, но нужен мэр законно избранный. В результате, как я считаю, ошибочного единоличного решения председателя Элистинского городского Собрания о несозыве внеочередного заседания, о неназначении даты выборов, 14 марта город не провел выборы. А у нас уже мог бы быть всенародно избранный мэр. Я не пойму, в чьих интересах принималось это ошибочное решение? Но явно не в интересах элистинцев", - высказалась Манжикова на шестом, внеочередном заседании Элистинского городского Собрания.
"Председатель Элистинского городского Собрания, чтобы сохранить лицо, будет согласовывать с Главой республики вопрос о самороспуске. Это не полет фантазии, аналогичная ситуация уже была, и она закончилась роспуском Народного Хурала (парламента Калмыкии, - прим ИА REGNUM Новости), - высказала предположение депутат.
"Я голосовала за назначение Намруева Вячеслава Хозыковича председателем Элистинского городского Собрания, - поделилась Наталья Манжикова, - и это решение было одной из самых больших ошибок в моей жизни. Весь депутатский корпус стал посмешищем в глазах горожан. У нас есть привычка, что за депутатов принимает решение председатель горсобрания единолично. И это нас ставит в очень унизительное положение. Вы знаете - вот так, называется "раком" поставить. Я хочу предложить - давайте скинемся и оплатим юридический ликбез председателю Элистинского городского Собрания, чтобы нам не приходилось краснеть за принимаемые решения".
"Мы все выходим потом в коридор и смеемся над Славой Намруевым. Мы все прикалываемся. Вот такой у нас председатель Элистинского городского Собрания. Элиста маленький город, все друг друга знают, все общаются. Какие же мы бараны, что Намруеву дали возможность стать председателем", - высказался в процессе обсуждения кандидатуры на пост мэра Элисты депутат Олег Цеденов.
По поводу предстоящего рассмотрения Верховным Судом РФ кассационной жалобы по делу о назначении выборов мэра Элисты, депутат Павел Симаков заявил: "Если Верховный суд скажет, что нужны выборы всенародные, то будут выборы всенародные. Все будет так, как скажет Верховный суд Российской Федерации".
"При всем уважении к вашим заслугам, так получается, что полномочия мэрии на сегодняшний день окончены. И мы должны принять какое-то решение", - высказался в адрес первого вице-мэра
"Есть такая поговорка: два юриста - три мнения. Я доверяю мнению депутатской комиссии по законности. Инициатива девяти депутатов была полностью поддержана фракцией "Единой России" в Элистинском городском Собрании, - заявил руководитель фракции "единороссов", депутат Мерген Бадма-Горяев. - Вы же понимаете, у "Единой России" большинство, мы контролируем ситуацию".
В ответ на обращение с просьбой дать заключение о законности депутатской инициативы прокурор Элисты Андрей Пулов попросил: "Не надо использовать для достижения политических целей ссылки на прокуратуру".
Напомним, сегодня, 29 марта, депутаты Элистинского городского Собрания четвертого созыва выбрали председателя горсобрания Вячеслава Намруева мэром Элисты. За это решение проголосовали 16 депутатов, пятеро высказались против и один воздержался.
Предложение о назначении Намруева мэром было внесено группой из девяти депутатов, членов фракции "Единая Россия". Они сослались на то, что в декабре 2009 года было опубликовано решение горсобрания от 2005 года, которым были внесены изменения в Устав города в части порядка избрания мэра. Их оппоненты сослались на то, что изменения вносились в недействующую редакцию Устава, в то время как действующей определен порядок выборов мэра на прямых всенародных выборах.
В процессе обсуждения также была приведена норма из федерального закона "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" о запрете на изменение статуса выборных должностных лиц и изменений в уставе муниципального образования до вступления в силу решения суда. Кроме того, как отметила часть депутатов, принятие заведомо незаконного решения согласно ст. 74 федерального закона об основах местного самоуправления приведет к роспуску Элистинского городского Собрания.
После двухчасового обсуждения решение было принято. В дальнейшем оно должно быть направлено для регистрации в Минюст и опубликовано.
В то же время, как сообщало ИА REGNUM Новости, через два дня, 31 марта, Верховный суд РФ рассмотрит кассационную жалобу по делу о назначении даты выборов мэра Элисты. 23 января 2009 года Верховный суд Республики Калмыкия удовлетворил исковые требования
Суд обязал Элистинское городское собрание принять решение о назначении выборов немедленно после вступления решения в законную силу. Как указывал Тадонов в исковом заявлении, Устав города Элисты устанавливает, что глава города Элисты - мэр города Элисты является высшим выборным должностным лицом города, избирается на срок 5 лет на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Выборы мэра Элисты проводятся по мажоритарной избирательной системе относительного большинства по единому избирательному округу.
Действующий мэр столицы Калмыкии
Как пояснил суду представитель Элистинского городского собрания Сергей Бургустинов, решение о назначении даты выборов мэра Элисты не было принято в связи с тем, что 19 декабря было опубликовано решение Элистинского городского собрания от 2 июня 2005 года, которым внесены изменения в Устав города, а следовательно, мэр Элисты должен назначаться из числа депутатов Элистинского городского собрания.
В ходе судебного разбирательства выяснилось, что данное решение действительно было принято Элистинским городским собранием в 2005 году и зарегистрировано в Народном хурале (парламенте) республики Калмыкия. По мнению сторон, на тот момент действовали две редакции устава муниципального образования, №№ 127/3 и 127/4. В октябре, после изменения федерального законодательства, полномочия по регистрированию уставов муниципалитетов и изменений в них перешли к министерству юстиции. По словам Сергея Тадонова, редакция Устава № 127/4, которой предусматривалось назначение мэра из числа депутатов горсобрания, не прошла процедуру регистрации, и в федеральный реестр была внесена редакция № 127/3, действующая по настоящее время с учетом четырех внесенных с 2005 по 2009 год поправок. При этом в 2007 году в Устав была внесена поправка о проведении выборов по мажоритарной системе.
В то же время Сергей Бургустинов заявил, что на сегодняшний день действуют две редакции закона, но относительно выборов мэра Элисты должна применяться норма, принятая в 2005 году. На вопрос судьи Ларисы Коченковой Бургустинов пояснил, что, принимая за основу изменения 2005 года, "депутаты Элистинского городского собрания руководствовались чисто человеческими соображениями" и принимали во внимание дефицит муниципального бюджета.
В кассационных жалобах на решение Верховного суда Калмыкии представители горсобрания и избирательной комиссии Элисты указали на нарушения норм конституционного и материального права, в частности, высказано предположение о том, что при разбирательстве суд был не вправе применять федеральный закон "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления".