Сергей Шиптенко: Белорусско-венесуэльские договорённости по нефти: реальность и политика
Президент Белоруссии
Мозырский и Новополоцкий НПЗ небезосновательно относят к "голубым фишкам" - это действительно высокорентабельные и успешно модернизированные предприятия, долгое время являющиеся основными донорами республиканского бюджета.
Рентабельность нефтепереработки общеизвестна. Поэтому, разумеется, в общественном мнении возникла дискуссия относительно причин, побудивших А.Лукашенко сделать заявление о продаже НПЗ. И не просто о продаже через приватизацию, но продаже именно венесуэльцам, а не россиянам.
В свете тенденций последних трех лет такой шаг был ожидаем, он логичен. Правда, предполагалось, что первым на торги будет выставлен Новополоцкий НПЗ. Предпродажная подготовка велась, но заявленный белорусской стороной интерес от сделки не совпал с оценкой капитализации предприятия потенциальным покупателем с российской стороны. Далее кризис внес свои коррективы, сделка не состоялась.
На уровне пропаганды можно отрицать кризис, списывать на внешние факторы ряд явлений негативного характера в экономической жизни республики. Например, уже год как падение белорусского экспорта в РФ обосновывают падением покупательной способности россиян, что является лишь одним из факторов, но не ключевым. Полуправда и отсутствие публичного обсуждения имеющихся проблем, их замалчивание и даже отрицание - все это не способствует поиску конструктивных решений. И, более того - возмущает общественное мнение, дает козыри в контрпропагандистской деятельности оппозиции.
Сейчас в медийном пространстве РБ обсуждаются не только итоги визита А.Лукашенко в Каракас, но и припоминаются схемы, по которым осуществлялось ранее сотрудничество с иностранными инвесторами. Всплывают мрачные тени минского мотовелозавода, обсуждаются интересные схемы срочной продажи госпакета акций одного из GSM-операторов и ряд других сделок - в том числе недавних ("десятимиллионных"). Приковывает внимание история Мажейкяйского НПЗ. Т.к. публичность белорусской политики - феномен особый, то однозначно ответить на ряд вопросов в свете событий может лишь тот, кто принимает данные решения. Он же может в любой момент дать новую вводную и развернуть бюрократический аппарат в другую сторону. Это местная специфика. Поэтому все остальные могут делать лишь более-менее обоснованные предположения, часто довольствуясь анализами косвенных признаков процесса.
Теоретически Венесуэла может прийти на рынок Белоруссии, приобрести контрольный пакет акций Мозырского НПЗ, и начать самостоятельно поставлять нефть, решая, в том числе, проблему участия в реконструкции трубопровода "
Попутно убивается несколько зайцев. Цена нефти уже не беспокоит белорусское правительство - владелец НПЗ и, одновременно, добытчик и поставщик сам решает эти проблемы и рассчитывает рентабельность, норму прибыли и т.д. Сохраняются рабочие места в Мозыре и на связанных с работой НПЗ предприятиях.
Далее: решается проблема диверсификации поставок нефти. А это один из ключевых вопросов - не столько экономического, сколько политического характера. Когда антироссийская оппозиция (еще до избрания А.Лукашенко президентом) обсуждала проекты диверсификации поставок углеводородов, то предлагались различные схемы, из которых наиболее проработанной была "норвежская". Однако в середине 90-х эти прожекты были благополучно похоронены, в чем основную роль сыграл трезвый геоэкономический взгляд, добросовестные расчеты. Ведь в чем была подоплека диверсификации с точки зрения Белорусского народного фронта? В минимизации "имперского влияния Москвы". Экономическое обоснование тогда и не требовалось вовсе - это был сугубо политический вопрос и, если угодно - пропагандистский ход.
Поэтому ряд наблюдателей сделал вывод о том, что и "венесуэльский проект" - не что иное, как реанимация наработок народофронтовцев 15-летней давности. Однако решение о продаже НПЗ поставщику в корне меняет постановку вопроса.
Еще один важный момент, связанный с продажей Мозырского НПЗ "братской Венесуэле": решается проблема загрузки мощностей, объемов. Нет проблемы заинтересовывать пресловутых "давальцев" (во всяком случае, по Мозырю). Единственное, что беспокоит в данном контексте - долговременность интереса Венесуэлы. Не свернется ли проект со сменой режима Чавеса?
Мы также не знаем расчетов венесуэльской стороны по "мозырскому проекту". Больше в них политики или экономической целесообразности - в любом случае, покажет практика. Однако деньги будут уплачены именно тогда, когда в них более всего нуждается официальный Минск, а
Однако есть целый комплекс проблем, которые заставляют задуматься о реалистичности поставок 4 млн тонн нефти, ее переработке и сбыте. В ближайшее время осуществить поставки, видимо, не получится. А Мозырскому НПЗ сырье необходимо уже сейчас, иначе летом ему придется работать в графике января, и это в лучшем случае. Зафрахтовать танкеры - тоже не простая задача, даже с учетом обвала стоимости перевозок. Ведь такие суда даже строятся не на продажу, а под заказ.
Далее надо решить ряд менее острых, но всё же сложных вопросов с Украиной по железнодорожной транспортировке. Есть готовность официального Киева предоставить белорусской стороне льготы по транспортировке железнодорожным транспортом. На ближайшую перспективу это самый реалистичный сценарий.
Украинскими властями также сделаны заявления о готовности специально для Белоруссии запустить в аверсном режиме нефтепровод "Одесса-Броды" - была бы только обеспечена загрузка трубы. Но практика, как известно, сложнее, и от заявлений до практической реализации - долгий путь. Есть мнение, что до второго квартала следующего года данный нефтепровод не сможет перекачивать венесуэльскую нефть. А если он заработает, то возникает вопрос по 6,3 млн. тонн беспошлинной российской нефти. При таком раскладе в Минске готовы рассматривать участие в польском проекте "Сарматия" и поставки нефти из Казахстана, нарастившего объемы добычи и устремленного на европейский рынок. Это только часть проблем в общем виде, ряд политических вопросов, в частности - по белорусско-российскому сотрудничеству, следует обсуждать отдельно.
Технологические вопросы не менее серьезны, чем транспортно-логистические. Не будем забывать, что венесуэльская и российская нефть весьма существенно различаются по характеристикам. А белорусские НПЗ "заточены" именно под российскую нефть "Urals". Видимо, венесуэльская нефть не будет перерабатываться в Новополоцке. В какие сроки, какими средствами и при чьем участии произойдет технологическая "перенастройка" Мозырского НПЗ - комплекс серьезных вопросов, которые не проработаны белорусской стороной. Да, был визит венесуэльцев на предприятия нефтехимической отрасли - но смотрин не достаточно.
Однако, допустим, поставили венесуэльскую нефть, начали ее переработку. Что дальше? Насколько адекватно венесуэльцы представляют рынок ЕС? Ведь одно дело - продавать оптом нефтепродукты из российской нефти голландцам, имея поддержку России, а другое - самим выходить на европейский рынок с честным словом белорусского президента.
Несомненно, белорусско-венесуэльские договоренности носят пакетный характер. Понятно и то, что в них достаточно много политики.