Накануне визита президента России Дмитрия Медведева в Киев, пришедшая к власти на Украине команда пытается создать новую позитивную повестку дня. Ее ключевыми составляющими в политической сфере являются пересмотр сферы употребления русского языка в сторону увеличения (при этом будущий статус русского языка все еще остается предметом острых дискуссий в самой команде Виктора Януковича) и вопрос пребывания российского флота в Севастополе после 2017 года.

Ключевым моментом экономической повестки дня с точки зрения и президента, и правительства, являются вопросы снижения стоимости российского газа для украинской экономики и объемов экспорта российского газа через территорию Украины. И если по второму вопросу новое руководство Украины смогло подвести хоть какое-то обоснование (правда, явно запоздалое, с учетом строительства Россией "Южного потока", а также непредсказуемости в будущем любых соглашений и их легитимности) под свои предложения о создании газотранспортного консорциума в лице Украины, России и ЕС, то по первому вопросу аргументация принципиально отсутствует.

Почему отсутствует - потому что считать серьезным аргумент о том, что в Беларуси цена на газ почти в два раза меньше, и поэтому, соответственно, такая же цена на газ должна быть для Украины, никак нельзя. Во-первых, соглашения о цене на газ для Беларуси и для Украины имеют принципиально разную историю, которая обуславливает не только нынешнюю очень серьезную разбежку в ценах, но и серьезно ограничивает возможные варианты развития газотранспортных систем двух стран в будущем. Если бы предыдущее руководство больше думало о деле, а не о своих политических амбициях, то, возможно, сегодня для Украины ситуация была бы принципиально иной. В связи с этим можно сказать (при определенном развитии событий), что Украина проспала момент "х", когда решалась судьба ее ГТС.

Во-вторых, в низкую цену газа для Беларуси составным образом вошло соглашение о постепенной передаче 50% "Белтрансгаза" в собственность России. Как Украина собирается обыгрывать этот момент? Аналогичным предложением о создании ГТК? Но Россия в настоящее время готовит соответствующую юридическую базу для запуска "Южного потока", поэтому украинская ГТС, в модернизацию которой надо будет вложить достаточно крупную сумму, в условиях некоторого снижения цены на газ на европейском рынке может просто не вписаться в инвестиционные планы "Газпрома". Поэтому вопрос о газотранспортном консорциуме для России может быть интересен только в том случае, если он выступит довеском к другим аспектам экономического сотрудничества двух стран, например, возможностью прямой продажи "Газпромом" газа на украинском рынке без ограничений, возвращением российским бизнесменам изъятой у них прежним правительством Украины собственности и т.д. Тогда, конечно, участие России в ГТК может быть интересно с точки зрения создания страховочного "Южному потоку" маршрута транспортировки газа в Европу.

В-третьих, возвращаясь к аргументу украинских политиков о низкой цене газа для Беларуси. Думаю, ничего страшного для России и "Газпрома" не произойдет, если они согласятся с данным аргументом и выразят готовность подписать соответствующие соглашения, опираясь на цену на газ для Беларуси. Но только по окончании 2010 года, когда закончится действующий в настоящее время переходный и щадящий срок по цене на газ для Беларуси. В 2011 году, когда Беларусь перейдет на среднеевропейские цены на газ, думаю, это предложение украинской стороны вполне может быть принято.

Есть только один нюанс - своей апелляцией к белорусскому опыту, с одной стороны, новое украинское руководство показывает свое незнание истории и сути одного из базовых для выживания белорусской экономики вопроса, а, с другой стороны, дает очень хороший аргумент российской стороне прекратить или существенно сократить субсидирование белорусской экономики и по газу, одновременно проявив полное понимание аргументации украинской стороны, и даже более того, полную готовность учитывать предложенную логику при подписании новых газовых соглашений как с Беларусью, так и с Украиной: "Хотите, чтобы было как в Беларуси? - Пусть будет как в Беларуси. Чтобы все было по-честному".

Тогда и у президента Беларуси не будет аргументов критиковать позицию Россию, обвиняя ее в очередном ущемлении экономических интересов республики.