"Украинский гетман Богдан Хмельницкий вполне мог перевести свою державу под покровительство турецкого султана, а не российского царя". Об этом пишет украинский историк Владимир Горак в статье для газеты "День".

"...В апреле 1651 года неутомимый Осман-ага вновь привез в Чигирин предложение турецкого правительства о протекторате, наполненное на этот раз конкретным содержанием. Султан был готов признать Богдана Хмельницкого князем, принимать его послов по высшему разряду, в обмен на что казацкое правительство должно было в случае вовлечения Порты в какую-либо войну помогать ей войсками и отказаться от своих походов по Черному морю. Такой вариант протектората давал Украине самую широкую автономию в составе Турции. Несмотря на это, предложение Османа-аги гетман, по сути, отверг. Причины, которые заставили Хмельницкого поступить так, были разноплановыми. Тогда гетман рассчитывал, что в скором времени его родина получит другой протекторат - московский, к тому же, он не мог не считаться с тем, что переход под руку "султана-бусурмана" был крайне непопулярен среди большинства его казаков.

Понятно, что, отвергая покровительство Оттоманской Порты в момент, когда протекторат Москвы над Украиной был еще далеко не решенным вопросом, Богдан Хмельницкий сильно рисковал. Летом 1651 года брошенная на произвол судьбы союзниками-татарами казацкая армия осталась один на один с огромным, к тому же усиленным иностранными наемниками, польским войском и потерпела поражение. К слову сказать, свое обещание предоставить Украине военную помощь турки выполнили далеко не полностью. В период украинской национально-освободительной войны к армии Хмельницкого присоединилось около 6 тыс. турецких янычар. Однако в то время, когда по разные "стороны баррикад" находились десятки, а то и сотни тысяч солдат, такая помощь имела не более чем символический характер. На мой взгляд, это было, с одной стороны, своеобразное наказание Хмельницкого со стороны султанского правительства за то, что украинский гетман не стал полноценным слугой Турции, а с другой - вариант политического давления на него, чтобы он стал более сговорчивым в деле принятия главного предложения Порты.

О разных трудностях, которые испытывала Украина, в турецкой столице хорошо знали. И не без основания надеялись, что они рано или поздно заставят Хмельницкого и его казаков стать подданными турецкого султана. Летом 1653 года в Чигирин прибыл турецкий дипломат Магомет-ага, который не только в очередной раз предложил Войску Запорожскому принять протекторат Порты, но и привез для Хмельницкого готовые атрибуты вассала турецкого султана - в частности, булаву, кафтан и саблю.... Богдан Михайлович с нетерпением ждал известий от своего дипломата Мужиловского, который наконец сообщил гетману о том, что царь Алексей Михайлович Романов готовится к разрыву дипломатических отношений с Речью Посполитой и к приему Украины под свой протекторат. Отнюдь не исключено, что, не получи Богдан Михайлович таких оптимистических новостей, то он перевел бы свою державу под покровительство турецкого султана. Однако позиция царского правительства, благоприятная по отношению к Украине, дала возможность Хмельницкому уже не считаться с интересами своего турецкого союзника. Магомет-ага отбыл на родину, так и не получив прощальной аудиенции у гетмана. Это было равносильно разрыву дипломатических отношений между Украиной и Портой. В январе 1654 года Украина приняла протекторат царской России. Кстати, в речи, произнесенной на Переяславской Раде, у Богдана Хмельницкого нашлись злые слова о турецком султане - притеснителе христиан, которые уже вполне соответствовали новой для Украины исторической обстановке", - говорится в материале.