Сегодня, 15 марта, президент Таджикистана Эмомали Рахмон принял участие в церемонии начала строительства тоннеля "Чормагзак", который в ближайшем будущем будет играть значительную роль в разгрузке автотрассы Душанбе-Куляб-Хорог-Кульма и обеспечит безопасность автомобильного движения, передает корреспондент ИА REGNUM Новости.

В своем выступлении президент Таджикистана отметил, что строительство дорог, мостов и тоннелей в нынешней ситуации играет ключевую роль для страны, и имеет важное значение для выхода Таджикистана из коммуникационной блокады. "В связи с этим мы для развития транспортной инфраструктуры, особенно строительства дорог и мостов, имеющих республиканское и международное значение, за последние годы построили и сдали в эксплуатацию ряд объектов. Следует отметить, что тоннель "Чормагзак", наряду с тоннелями "Истиклол", "Озоди" и "Шахристон", имеет огромное стратегическое значение для нашего суверенного государства и будет способствовать возрождению главной ветви Великого шелкового пути. Кроме того, в процессе его строительства существующие автомобильные дороги будут отремонтированы соответственно международным стандартам, что в свою очередь облегчит транспортировку грузов, обеспечит безопасность пассажиров, сократит расстояние, сэкономит время и горюче-смазочные материалы и, самое главное, обеспечит круглогодичное движение транспортных средств", - подчеркнул глава таджикского государства.

По его словам, проект строительства тоннеля "Чормагзак", общая стоимость которого составляет примерно 300 миллионов сомони ($68 млн.), будет реализован в два этапа. Согласно проекту, длина тоннеля составит 4 тысячи 450 метров, и его строительство завершится через три года. Строительство тоннеля "Чормагзак" реализуется в рамках реконструкции автодороги Душанбе - Вахдат - Дангара, после его сдачи в эксплуатацию расстояние автодороги Душанбе - Вахдат - Куляб по сравнению с расстоянием автодороги Душанбе - Курган-Тюбе - Куляб сократится в общем на 100 километров. "Почти на 100 километров сократится дорога - это экономия времени, средств, горюче-смазочных материалов и, кроме того, это обезопасит пассажиров от двух опасных горных перевалов. Жители Хатлонской области прекрасно помнят, что в течение десятилетий на перевалах Шаршар и Чормагзак, особенно в зимний период, происходило множество автомобильных катастроф, в результате погибали десятки и сотни людей", - отметил Рахмон.

Он также сообщил, что для реконструкции автодороги Душанбе-Вахдат-Дангара и строительства тоннеля Чормагзак будет потрачено 630 миллионов сомони ($143 млн.). Строительство тоннеля осуществляется компанией по строительству дорог и мостов из Китайской Народной Республики, которая имеет огромный опыт в строительстве дорог и мостов в Таджикистане с привлечением местных специалистов и рабочих. В настоящее время в стране реализуется 13 инвестиционных проектов по строительству и реконструкции дорог и мостов с привлечением специалистов из Китайской Народной Республики, общая сумма которых составляет около 3 миллиардов сомони ($681,8 млн.), часть из которых ведутся с привлечением инвестиций.

"При активном участии инвесторов и специалистов Китайской Народной Республики на основе инвестиционных проектов только в прошлом году в нашей стране были построены и сданы в эксплуатацию два крупных объекта, в том числе ЛЭП "Юг-Север" и тоннель "Озоди", что является результатом взаимовыгодного конструктивного сотрудничества Таджикистана и нашего дружеского соседа - Китайской Народной Республики. Это сотрудничество в дальнейшем будет продолжаться и укрепляться. По завершению строительства и реконструкции автомобильных дорог в нашей стране не только улучшится качество и уровень сервиса для автомобильного транспорта, но Таджикистан займет достойное место как транзитная территория в Центрально-азиатском регионе", - резюмировал президент Таджикистана.

Как уже сообщало ИА REGNUM Новости, генеральным подрядчиком проекта строительства автотранспортного тоннеля "Чормагзак" является китайская корпорация China Road. Данный тоннель соединит Душанбе-Куляб-Хорог-Мургаб-Кульма - граница с КНР. Китайский "Эксимбанк" в августе 2009 года выделил Таджикистану льготный кредит в размере $49 млн. для реконструкции автодороги Душанбе-Дангара, соединяющей юг страны. Основными условиями предоставления кредита являются: срок погашения 20 лет, под процентную ставку 2% годовых с льготным периодом 5 лет. Срок реализации данного проекта составляет два года. Проект реализуется в рамках меморандума о взаимопонимании между "Эксимбанком" и правительством Таджикистана от 27 августа 2008 года. Общая стоимость проекта составляет $51,6 млн., из них кредит банка составляет $49 млн., и $2,6 млн. является встречным финансированием Таджикистана. Первая фаза проекта предусматривает частичную реабилитацию автодороги Душанбе-Вахдат-Дангара, включая строительство новых участков дороги в объезд населенных пунктов и мостов. Реконструкция автомобильной дороги Душанбе-Дангара является первым этапом реконструкции автодороги Душанбе-Дангара-Куляб-Калаи-хумб-Хорог-Кульма-Кашгар. В августе 2009 года Китайской железнодорожной строительной корпорацией (CRCC) за счет средств правительства Китая на сумму около $40 млн. было завершено строительство автотранспортного тоннеля под одноименным перевалом "Шар-Шар", расположенного на 70 км автотрассы Душанбе-Нурек-Дангара-Куляб, соединяющей столицу с южной частью республики. Данный тоннель общей протяженностью свыше 2,2 км был построен в рамках проекта строительства и реконструкции автодороги Душанбе-Куляб-Хорог-Мургаб-Кульма, которая соединяет Китай с Таджикистаном.