Виген Акопян: Турецкий жених для Европы. Почему вспомнили армянский Геноцид?
После одобрения резолюции о признании Геноцида армян Комитетом по внешним отношениям Конгресса США, а позднее и фактического признания армянского Геноцида парламентом Швеции, впору говорить о провале "исторического диалога" между Турцией и Арменией. В Турции практически не осталось сторонников ратификации армяно-турецких протоколов, подписанных 10 октября 2009 года в Цюрихе. Турецкие круги продвигают мысль о том, что к остановке процесса нормализации армяно-турецких отношений привели как раз указанные решения США и Швеции. Между тем, ситуация обстоит ровным счетом наоборот.
Решение американских конгрессменов, очевидно, было ответной реакцией на проводимую в последние годы политику Анкары. Можно предположить, что и шведский парламент вспомнил о жертвах Геноцида неспроста. И дело здесь не в пресловутом "армянском лобби" (какое "армянское лобби" в Швеции?), влияние которого так превозносят в Азербайджане, сваливая на него просчеты в собственной внешней политике. Дело даже не в том, что турецкий парламент явно медлил с ратификацией армяно-турецких протоколов, а политическая верхушка Турции напрямую связывала этот процесс с урегулированием карабахского конфликта.
Вспомним, после подписания армяно-турецких протоколов политическая оппозиция в Армении, а также армянская диаспора негодовали по поводу того, что диалог с Анкарой раз и навсегда похоронит все усилия, нацеленные на достижение международного признания Геноцида армян. Некоторые армянские политики замечали, что после Цюрихского раунда, который прошел под плотным патронажем США и с участием России и ЕС, международная пресса вдруг резко прекратила всякие публикации по тематике Геноцида, а парламенты различных стран воздерживались от обсуждения этого вопроса. Между тем, как оказалось, данные выводы оказались преждевременными и совершенно безосновательными.
Дело в том, что парадоксальная формулировка официальных лиц армянской политики о том, что проблема Геноцида армян не связана с армяно-турецкими отношениями, на самом деле, весьма близка к истине. Проблема Геноцида армян - настолько мощный инструмент, что политический вес Армении на данном историческом этапе не позволяет ей в полной мере оперировать им. Другое дело, что в силу своей глобальности, данная проблема не может не соприкасаться с внешнеполитической деятельностью современного армянского государства, даже если само армянское государство того не желает. Конфликт между проблемой Геноцида армян как глобального гуманитарного фактора и насущными интересами Армении во внешней политике мы наблюдали во время панармянского турне президента
Именно внутриполитические рычаги влияния на Турцию - актуальны для США. Внешняя безопасность Турции гарантирована ее членством в
В основе турецкой внешней политики лежит разработанная нынешним министром иностранных дел этой страны Ахмедом Давудоглу концепция "стратегической глубины". Суть ее заключается в том, что Турция, расположенная на идеальной с геополитической точки зрения территории, может и должна активно развивать самостоятельную политико-экономическую стратегию в таких ключевых регионах мира как Ближний Восток, Балканы, Кавказ и Средняя Азия. При этом характер и форма этой политики демагогически уложены в концепцию "ноль проблем с соседями", то есть Турция выступает в самых горячих регионах мира с миротворческих позиций.
За благими намерениями, изложенными в "глубинной стратегии" Давудоглу - поддержка исламского фактора на Ближнем Востоке, экономическая кооперация с Ираном, автономная линия в Средней Азии, интенсивный диалог в энергетике с Россией, торпедирование американских планов в Ираке и Афганистане, инициативность на Кавказе и др. В общем и целом, Турция позиционирует себя в качестве, как минимум, мощной региональной силы, которая в зависимости от обстоятельств может самостоятельно моделировать ситуацию и действовать без согласования с США. "Легкость, с которой Турция жонглирует разными понятиями, которые могут относиться к арабам и евреям, мусульманам и европейцам, побудила госсекретаря США