Вадим Елфимов: СНВ-3 - Смогут ли США вновь обмануть Россию?
Недавно состоявшийся прямой телефонный разговор между
Американцы мастера на такие штуки. Достаточно вспомнить, что в тексте СНВ-2 им удалось, казалось бы, простой и ясный принцип взаимных инспекций по проверке выполнения соглашений обернуть с помощью казуистических формулировок к своей почти односторонней выгоде. В результате, как резонно сетовал всего месяц назад спикер Госдумы
Еще в ходе подготовки первого советско-американского договора ОСВ-1, где речь шла всего лишь об ограничении, а не о сокращении ракет, разгорелись жаркие баталии между переговорщиками все о тех же инспекциях. Американцы и тогда оберегали свои ядерные объекты как зеницу ока, и не хотели на них никого допускать. В результате, текст ОСВ-1 "обогатился" положением о том, что проверка выполнения двусторонних соглашений будет проводиться "с помощью национальных средств контроля". То есть при помощи космической разведки. Американский аргумент выглядел просто, как апельсин: "Вы все равно не поверите тому, что мы вам по собственной воле покажем, мы вам - тоже. Так зачем же городить сложные процедуры, если они абсолютно бесполезны?". В результате, инспекций на местах вообще не было предусмотрено, зато получила мощный импульс гонка шпионских технологий в космосе. Самое любопытное, будь наземные инспекции сохранены в тексте ОСВ-1, спутники-шпионы все равно стартовали бы на орбиту (надо быть реалистами), просто доверия между США и СССР возникло бы несоизмеримо больше.
Доверие вообще самый дефицитный и дорогой товар в российско-американских отношениях. Дорогой в буквальном смысле слова. Скажем, разработка военного варианта космического корабля "Союз-М" под экипаж космонавтов-разведчиков, в ходе которой не создавалось чего-то сверхнового, все же обошлась советской казне в гигантскую сумму. Но в десятки, если не сотни раз больше раскошелились американцы. Сперва им пришлось ускоренно продвигать свою программу "Шаттл". Маневренные на орбите космические челноки представлялись не только идеальными шпионами, но и диверсантами - знаменитая роботизированная "рука" и большой грузовой отсек, известные сегодня чуть ли не каждому зрителю голливудских блокбастеров, в свое время виделись как грозное оружие, способное чуть ли не похищать советские спутники с орбиты. Во всяком случае, военная нацеленность "шаттлов" была столь очевидна, что так и не позволила окупиться им даже за четверть века активной эксплуатации в "прокрустовом ложе" мирной программы. Короче, перестройка и развал СССР просто не дали "шаттлам" развернуться.
Сталину приписывают крылатое выражение: "Неважно, как проголосуют, важно - как посчитают голоса". Если немного перефразировать данный принцип, он окажется вполне применим к сфере взаимных сокращений ядерных вооружений: "Неважно, на какие сокращения пойдут стороны, важно - как эти сокращения проверять".
В 70-е годы у Советского Союза, столкнувшегося с упорным нежеланием американцев раскрывать секреты своего ядерного "гарема", как мы только что убедились, был все же запасной ход. СССР мог "пойти навстречу" и легко согласиться на предложение США "обойтись" национальными средствами космического контроля. При этом еще неизвестно, кто кого ставил в более затруднительное положение. Нынче же картина кардинально иная. Россия утратила бо́льшую часть своей космической группировки, и если в советские времена территория США находилась под неусыпным "взором" наших спутников-шпионов круглые сутки, то сейчас, в лучшем случае, речь может идти лишь о часах. Конечно, российское руководство уже поставило принципиальную задачу восстановления космической флотилии до необходимых размеров, однако на это потребуются не только деньги, но и время. Следовательно, вопрос наземных инспекций, их полной адекватности и взаимности, обретает принципиальное значение для СНВ-3.
Надеемся, он найдет в тексте достойное решение. И оформление. Русская поговорка "Доверяй, но проверяй" как нельзя лучше описывает условие, при котором СНВ-3 обретет реальный военно-политический смысл. Тот смысл, который давно утратил СНВ-2. Стороны смогут доверять друг другу, а, значит, и исполнять договор, только если смогут реально проверять.
И здесь нужно исходить как из тех реалий, что уже сложились на момент подписания, так и из тех, что еще только возникнут в течение всего срока действия договора.
Впрочем, это касается не только проблемы проверок. Не стоит забывать, что к сокращению ракетно-ядерных потенциалов США и РФ нужно подходить комплексно, т. е. рассматривать его во всей совокупности влияющих факторов. И, в первую очередь, таких, которые следуют назвать "провоцирующими", ибо они могут даже при самом скрупулезном соблюдении и духа, и буквы СНВ-3, все же лишить договор главного преимущества - равного обеспечения безопасности сторон.
Речь, конечно, идет об американской ПРО.
Вадим Елфимов, белорусский политолог