Эксперт: Существует опасность "заболтать" Таможенный союз
В Москве 26 февраля прошло заседание Комиссии
То, что строительство Таможенного союза пойдёт трудно, было вполне ожидаемо. Дело в том, что при образовании данной структуры были взяты невиданные стахановские темпы. В частности, было решено построить единую таможенную территорию и ввести Таможенный кодекс до 1 июля текущего года. В связи с этим, мне хотелось бы напомнить, что
Если говорить образно, то Евросоюз родился из Союза угля и стали. Был решён самый главный вопрос - вопрос экономической конкуренции внутри Европы, который перерастал не только в экономические, но и в военные споры. Как только эта ключевая проблема была деликатно разрешена на высшем уровне, строительство ЕС получило надёжнейший фундамент и логику интеграции.
Сейчас у нас есть опасность "заболтать" Таможенный союз - опасность того, что мы превратим это экономически и стратегически выгодное мероприятие в краткосрочный проект. Мы любим эффектно поговорить, но не очень любим кропотливо и долго работать. А логика Таможенного союза такова, что нам предстоит решать сообща очень много разных сложных проблем. Я не исключаю, что у нас будет где-то 3-5 лет притирки, такая возможность заложена в документах Таможенного союза. При этом на нынешней комиссии была одержана определённая победа - согласован рамочный Таможенный кодекс. Но при этом, напомню, ряд лет будут действовать индивидуальные таможенные кодексы наших стран. С чем это связано? С тем, что уже сейчас обнаружилась масса нестыковок. Как будут взиматься конкретные таможенные пошлины? Как будет строиться единая база номенклатуры товаров? Как будет учитываться возможность реэкспорта, скажем, леса-кругляка из Сибири через территорию Казахстана в Китай? Возникла масса вопросов о реальных производителях, в частности, выясняется, что выстроены слишком высокие заградительные пошлины на мебель-фурнитуру и холодильное оборудование, равно как и прочие производственные вещи. Всё это необходимо достаточно вдумчиво пересмотреть. Часть этой работы должна быть сделана аппаратно. Однако есть важная политическая составляющая, включающая в себя фундаментальные вещи. Каким должен быть размер таможенной территории? Какой должна быть степень и последовательность интеграции? Может быть, не стоит уже к 1 июля объединять все территории, а вместо этого создать понятный, прозрачный и чёткий режим постепенного присоединения государств к формату Таможенного союза? В этом ничего плохого нет, главное, чтобы эти вопросы ставились и своевременно решались на должном уровне, вплоть до высшего. Тогда мы будем иметь поступательное движение вперёд.
В противном случае возникают странные вещи: наш союз ещё не задышал и не заработал, а мы уже приглашаем в него Украину, которая не особо туда и собиралась. Мы будем опять заниматься пропагандистской ерундой, или проводить кропотливую работу по созданию единого таможенного пространства? Если нам нужны эффектные ходы, то тогда пиар победит, и через год наш Таможенный союз развалится. Если мы будем кропотливо работать, то мы получим большой, устойчивый, динамично прирастающий рынок, который позволит нам осуществить новую индустриализацию и модернизационный рывок.
Я понимаю волнение наших белорусских товарищей. Вопрос цены на нефть является для них жизненно важной проблемой финансирования предвыборной кампании