Эксперт: Выгоду от "польского скандала" получили и Брюссель, и Варшава, и Минск
Вице-президент
Отказ ЕИБ предоставить Минску кредитные ресурсы белорусские медиа пока не комментируют. Собственно, и активного обсуждения инвестиционных проектов ЕИБ белорусскими экспертами тоже не велось, в отличие от условий кредитов
С прошлого года госСМИ разными способами вбрасывали в информационное пространство тезис о РБ как "тихой гавани" для мировых финансово-промышленных групп, лихорадочно ищущих спасения от потрясений типа тех, которые постиг североамериканский рынок. По понятным причинам рефлексии на такие заявления и оговорки почти не было, а опубликованные комментарии отличались сарказмом. Почему - ясно в контексте таких скандальных историй, как "Лондонский форум", арест руководителя Национального инвестиционного агентства и т.д.
Приход Европейского инвестиционного банка, Европейского инвестиционного фонда,
Помимо чисто экономических вопросов попутно решались бы и политические. Кто захочет ссориться с соседом, который должен вам денег?
В Москве знают, что ЕИБ финансировал программы реформирования экономик стран-кандидатов на вступление в ЕС. Приход такого банка - однозначный сигнал российскому руководству.
Важно учитывать: Европейский инвестиционный банк - государственное финансово-кредитное учреждение
Кредиты ЕИБ предполагалось направить на развитие инфраструктуры и энергетики, то есть, в те проекты, которые, с одной стороны, являются профильной деятельностью данного банка, с другой - включены в стратегические планы белорусского правительства по модернизации и повышении прибыли от транзитного статуса. Польша делает все для того, чтобы укрепить статус регионального лидера. И делает это успешно, используя любой повод, любую ошибку стран-соседей. Заявление руководителей ЕИБ, еврочиновников и польских политиков следует воспринимать как серьезность намерений официальной Варшавы наказать официальный Минск. "Польский скандал" - лишь повод.
Есть мнение, что ЕИБ и не собирался выделять деньги, а заявление Марты Гаецкой - элемент пропагандистской кампании против Белоруссии. Скептики задаются вопросом: был ли мальчик? Совершенно понятно, что ассигнования на "Восточное партнерство" предназначались отнюдь не Белоруссии. Откуда такая уверенность в том, что обсуждаемые с ЕИБ проекты должны были на самом деле реализоваться?
Так или иначе, озвучен предлог отказа, и причин для начала реального взаимовыгодного сотрудничества ЕИБ-РБ в ближайшее будущее не предвидится. Хотя и были оговорки относительно возобновления переговоров (не практической работы по проектам) в случае отказа белорусских властей от "преследования польского меньшинства".
На самом деле выгоды от "польского скандала" получают все.
Во-первых, официальная Варшава, нашедшая таки альтернативу замусоленному жупелу "русского империализма". Более приземленная и близкая тема угнетения "последним диктатором Европы" единокровных братьев - свежо и во всех отношениях перспективно, особенно в затерроризированной меньшинствами "старой Европе".
Во-вторых, ЕС получает повод ограничить сотрудничество с РБ разговорами. Если в отношении РФ работала схема "нефть в обмен на поцелуи", то с Брюсселем такие шутки были невозможны изначально, что не совсем понимали представители местной интеллигенции, очарованные сладкими и обнадеживающими речами "младолибералов". Европейские политики знают условия хозяйствования в РБ, инвестиционный климат, состояние фондовых рынков (скажем прямо: их просто нет в современном понимании этого термина), состояние судебной системы и т.д. Вкладывать деньги в РБ никто из крупных западноевропейских или североамериканских банков не спешил и не спешит. И вот представился повод отказать в финансировании под веским, с точки зрения "европейских ценностей", предлогом. Польская сторона сделала все, чтобы подвести под этот предлог веские доводы.
В-третьих, выгоды может извлечь и официальный Минск, если грамотно расставит пропагандистские акценты. Шило в мешке не утаишь, комментировать событие придется. Вопрос лишь в том, как упущенные выгоды подать - как упущенные издержки в момент аккумулирования средств на более актуальных проектах, как изначально тупиковую ветвь сотрудничества, как не столько белорусские потери, сколько большие потери ослепленных польской пропагандой люксембуржцев и т.д.
Сегодня, например, госСМИ сообщали об инвестиционной привлекательности РБ в контексте визита в Минск делегации "
Впрочем, пропагандистские войны не добавят денег в белорусскую казну, не оживят амбициозные проекты, которые так и остались на бумаге. По всей видимости, к их обсуждению (равно как и другим региональным проектам) вернутся не ранее, чем во втором полугодии следующего года.