Ариф Юнусов: Урегулирование армяно-турецких отношений вытеснит Россию из региона
Интервью ИА REGNUM Новости с независимым азербайджанским экспертом, директором департамента конфликтологии Института мира и демократии
ИА REGNUM: Как вы можете прокомментировать недавнее заявление главы армянского МИД
Вообще-то, подобного рода заявления с территориальными притязаниями на азербайджанские земли, в том числе и на Нахичеванскую АР, ранее делали армянские маргиналы или представители малоизвестных порой даже в Армении, а уж тем более за ее пределами, так называемые "эксперты" ура-патриотических неправительственных организаций или журналисты. И это воспринималось спокойно: необъявленная война между Арменией и Азербайджаном далека еще до своего завершения и пропагандистская война - ее закономерная часть.
Ведь и в Азербайджане часто раздаются подобного рода заявления. Скажем, раздаются утверждения, что необходимо создать "правительство Западного Азербайджана в эмиграции" и чтобы оно обязательно при этом принимало участие в переговорах. А депутаты нашего парламента подняли как-то вопрос о необходимости аннулирования принятого по официальной просьбе армян в 1918 году азербайджанскими парламентариями решения о передаче Еревана Армении в качестве ее столицы! И, разумеется, потребовали довести все это до мировой общественности! В общем, много чего было и будет еще в будущем в этой сфере. А теперь представим, что все это озвучивают министр иностранных дел
Для тех, кто не в курсе, укажу, что речь идет о территории Геранбойского (бывш. Шаумяновский), Агдеринского (бывш. Мардакертский) и Ходжавендского (бывш. Мартунинский) районов Азербайджана, находящейся под контролем законных азербайджанских властей. При этом если Агдеринский и Ходжавендский районы и входили когда-то в состав бывшей НКАО, то Геранбойский никогда не входил. Как известно, в 1991 г. лидеры НКАО в одностороннем порядке объявили о своей независимости и выходе из состава Азербайджана. Но территория бывшей НКАО армянам показалось маловатой, и они просто объявили о включении в состав НКАО соседнего, Шаумяновского района. Но не всего района, а только части, где большинство населения составляли армяне. При этом назвали эту часть Шаумяновского района очень своеобразно: "Геташенский подрайон". Чем удивили, если не позабавили многих тогда, ибо не было и нет такой административной единицы, как "подрайон". Затем в ходе войны 1992-1994 гг. азербайджанская армия освободила эти районы от контроля армянской армии и больше никто не вспоминал, кроме кучки маргиналов и беженцев из этих районов, о "Геташенском подрайоне". И вот теперь такое слышим из уст министра! Разумеется, это заявление министра Эдварда Налбандяна рассчитано не на Азербайджан, а тем более международную общественность, которой вообще сложно будет понять такую своеобразную "логику" (как можно оккупировать свою территорию?) и уж тем более наивно полагать, что это будет всерьез воспринято Минской Группой
ИА REGNUM: Насколько, по-вашему, истинна точка зрения части армянской оппозиции, заключающаяся в том, что России не нужно открытие границы Турции с Арменией, поскольку Москва получила при подписании цюрихских протоколов все, что ей было нужно?
Мне также сложно поверить в то, что Россия всерьез заинтересована в открытии армяно-турецкой границы. На словах Россия делает прекрасные заявления по нашему региону. И по вопросу урегулирования Карабахского конфликта, принимая одновременно активное участие в переговорах. Столь же внешне активна Россия и по вопросу улучшения армяно-турецких отношений, принимая участие и в подписании протоколов в Швейцарии. Но за внешней стороной медали есть и внутренняя. А она не столь радужная и тем более оптимистичная. Ведь в нашем регионе идет очень сложная конфронтация между Западом, и в первую очередь США, с одной стороны, и Россией - с другой. Армения единственная в регионе откровенно пророссийская страна, где Россия имеет огромные рычаги влияния и воздействия. И где, плюс к тому же, есть российская военная база. А ведь ясно, что улучшение армяно-турецких отношений не только приведет к улучшению (правда, не сразу) климата на переговорах по урегулированию Карабахского конфликта и может привести к улучшению армяно-азербайджанских отношений.
Неизбежно встанет вопрос о необходимости присутствия военной базы в стране (против кого она и для чего она будет в таком случае нужна Армении) и шире - поставит вопрос ребром о роли России в Армении. Ясно, что улучшение армяно-турецких отношений рикошетом ударит по армяно-российским отношениям. Сейчас Россия может использовать страх и опасения армян перед Турцией и Азербайджаном для обоснования необходимости присутствия своей военной базы. А потом, когда отношения с этими странами у Армении улучшатся, что может Россия предложить, кроме силы? Ясно ведь, что у Запада в таком случае появятся большие возможности на Южном Кавказе. Поэтому задача России понятна: имитировать активное и внешне конструктивное участие в решении конфликтных ситуаций в регионе, но не допускать реально их решения. И Карабахский конфликт, и вопрос улучшения армяно-турецких отношений должны все время висеть в воздухе, чтобы быть в качестве средства для давления на Армению и Азербайджан. Не зря ведь многие в Армении и Азербайджане наивно полагают, что если удастся "уговорить" Россию или пойти ей на уступки, то в ответ она "отблагодарит" эту сторону. Отнюдь не случайно периодически близкие к Кремлю эксперты и политологи постоянно муссируют эту тему, завуалировано, а порой и откровенно указывая на эту роль России.
ИА REGNUM: Согласны ли вы с распространенным в армянском истеблишменте представлением, суть которого: США оказывают давление на Армению с целью вынудить ее ратифицировать протоколы раньше, чем это сделает Турция?
Отчасти. Ибо на самом деле США оказывают давление и на Турцию в этом вопросе, то есть на обе стороны. Ведь улучшение армяно-турецких отношений полностью поддерживается американской администрацией. Если не сказать больше. Очевидно, что неурегулированность армяно-турецких отношений доставляет руководству США немало головной боли. Урегулирование же армяно-турецких отношений неминуемо приведет к росту влияния США в регионе, и позволит начать реальный процесс вытеснения России из региона.
ИА REGNUM: Если большинство армянских парламентариев вместе с главой правящей РПА Сержем Саргсяном считает, что Армения должна ратифицировать вышеуказанные протоколы первой, то другая часть депутатов намерена вынести эти документы на широкое обсуждение, чтобы изменить их и предотвратить скорое принятие... Как, по-вашему, будут разворачиваться события?
Безусловно, как в Армении, так и в Турции оппозиция, но особенно националистические силы, постараются не допустить ратификации протоколов. Однако я буду очень сильно удивлен, если парламенты Армении, а потом и Турции не ратифицируют протоколы. Власти в обеих странах все-таки контролируют ситуацию в парламентах и потому ратификация - это вопрос времени и тактики. Поэтому перед этим в течение года обе стороны постараются выжать из этого как можно больше дивидендов. Ведь урегулирование армяно-турецких отношений - это не только вопрос двух стран. Это одновременно и вопрос взаимоотношений Армении и Турции с другими странами - как региона, так и ведущих геополитических игроков. Однако хотел бы отметить, что ратификацией протоколов проблема урегулирования армяно-турецких отношений не завершится. Это начальная фаза на самом деле. Слишком много проблем на пути Армении и Турции. И процесс улучшения отношений затянется на долгий период.
ИА REGNUM: Насколько могут воздействовать на ратификацию упомянутых протоколов турецким парламентом слушания 5 марта в Комиссии по внешним связям Конгресса США?
И слушания 5 марта, и проблема выступления президента США
ИА REGNUM: И наконец, как, по-вашему, выстроит вторую линию дипломатической обороны официальный Баку, если первая будет прорвана решениями турецкого и армянского парламентов? Или, что называется, сопротивление бесполезно?
Вопреки мнению тех, кто полагает, что на самом деле власти Турции и Азербайджана действуют совместно, я полагаю, что на самом деле все не так. Власти Турции предупреждали официальный Баку о своем желании начать процесс улучшения своих отношений с Арменией. В Баку отреагировали очень негативно, но турецкая сторона вначале не обращала серьезного внимания на позицию Азербайджана. И потому крайне негативная реакция Азербайджана, а также последовавшие контршаги, приведшие к ухудшению азербайджано-турецких отношений, разумеется, не могли вызвать восторга у Турции. В то же время, надежды Турции на то, что начавшийся процесс улучшения отношения с Арменией вызовет изменения в позиции
И тогда власти Турции, до этого практически открыто заявлявшие, что их особо не волнует реакция Азербайджана, а также утверждавшие, что процесс улучшения армяно-турецких отношений не должен пересекаться с вопросом урегулирования Карабахского конфликта, вдруг резко изменили свои взгляды и стали говорить о том, что без прогресса в Карабахском вопросе не может и речи быть о дальнейшем положительном развитии армяно-турецкого процесса. Полагаю, что турки все же больше посматривают в сторону Западной Европы и США, чем реально беспокоятся реакцией Азербайджана. Они, по сути, используют эту негативную реакцию официального Баку в своих отношениях с западными странами. И только лишь. Что же касается Азербайджана, то он должен исходить из того, что стратегически Турция вопрос улучшения отношений с Арменией уже решила. Но будет теперь его затягивать по мере возможности.