Правозащитник: "Киргизия - криминальное государство"
Директор киргизского правозащитного центра "Интербилим" Асия Сасыкбаева дала интервью ИА REGNUM Новости.
ИА REGNUM: Как вы оцениваете ситуацию в киргизских СМИ?
Текущая ситуация более чем скверная - в Киргизии практически не осталось независимых СМИ, как телевизионных, так и печатных. Как только появляется критическая мысль, критическая статья или критическое мнение, сразу же получает запрет на страницах изданий. Я могу сказать это абсолютно точно, потому что очень часто наши заявления не принимаются многими газетами и даже не выставляются на некоторые веб-сайты. Несвободны даже интернет-агентства. На телевидение вообще не пробиться ни с одним мнением, касающимся критики власти. Кроме того, в последнее время крайне запуганы журналисты. Острые темы они стараются обходить стороной: либо говорить о них обтекаемо, либо не говорить вообще. Допустим, когда мы приглашали журналистов на встречу, посвященную Геннадию Павлюку, то некоторые журналисты отказывались прийти, так как им запретил редактор. Кроме того, существует так называемый "черный список", где перечислены имена тех, кого не допускать и не показывать даже в эпизодах. Об этом нам говорят сами журналисты.
ИА REGNUM: Речь идет о правительственных СМИ?
Не только о правительственных, что интересно. Так реагируют и некоторые российские СМИ. Для меня это было сигналом того, что у нас теперь вообще нет свободы слова. Существует буквально несколько изданий, которые более-менее могут выразить свое мнение.
ИА REGNUM: Какие это издания?
В основном киргизскоязычные газеты: "Назар", "Учур", "Форум" и другие, всего их три или четыре. В остальных чаще всего говорят: "нам нужно кормить семьи, кормить детей" и т.д. Если таким образом подходить к проблеме, если только петь дифирамбы, то что завтра будет со свободой слова, со страной? Я бы хотела сказать еще об одной шокирующей меня вещи: к сожалению, журналисты критикуют не дело, а личности, чуть ли не подсчитывают, кто с кем гуляет, с кем дружит и почему. Кроме этого, примитивная подача информации, примитивная аналитика, примитивные рассуждения, примитивные интервью, примитивные прогнозы в конечном итоге, - вместо того, чтобы поднимать народ на более высокий уровень, мы опускаемся до сплетен.
ИА REGNUM: Вы говорите о резком ухудшении в сфере свободы слова. А с чем это, по-вашему, связано?
Это происходит из-за существующей цензуры, гонений и прессинга со стороны властных структур. Очень сильное давление на региональных журналистов оказывают местные царьки, силовые структуры - они диктуют им свои условия: никакой критики власти в местных газетах и телепрограммах. Есть одно современное слово "замочить", вот если надо кого-то "замочить", то они это сделают и получат за это деньги. Но опять-таки огласка будет зависеть от того, насколько тот или иной чиновник, то или иной гражданин в чести у власти или не в чести, насколько сильны у него связи или насколько крепко он связан с криминалом, если он сильно связан с властью и криминалом, значит его трогать не будут, если он связан с первыми лицами страны, его трогать не будут, а если он чем-то не угодил власти, его могут запросто "смешать с грязью".
У нас все так сплелось, что границ порой не видно. Всем известно, сколько у нас сидело и сидит в парламенте личностей, связанных с той или иной криминальной преступностью. Толком не раскрыто ни одно совершенное за последние четыре года громкое заказное убийство, а если оно и "раскрыто", то ему приписывают криминальный след. В принципе, очень много политических убийств, но им приписывают криминальный след. Получается, что люди, которые когда-то служили власти, несмотря на то что были криминальными элементами, впоследствии просто удалены физически. И, на мой взгляд, если все это сплетение, этот спрут в Киргизии как следует проанализировать, то мафия Италии, о которой писали в 50-60-е годы прошлого века, вообще "отдыхает".
ИА REGNUM: Учитывая вышесказанное - как вы можете охарактеризовать Киргизию?
Криминальное государство. Об этом говорят абсолютно все, об этом пишут везде и, к сожалению, это никак не могут признать люди, сидящие у власти. Если бы они хотя бы это признали, был бы уже первый шаг к освобождению от этого всего.
ИА REGNUM: Вы сказали, что даже представителям российской прессы в Киргизии запретили редакторы идти на встречу, где обсуждался вопрос убийства Геннадия Павлюка. С чем вы это связываете?
Это осторожность, на всякий случай, я думаю. Эти душонки, которые постоянно находятся под страхом, которые живут по принципу "моя хата с краю, ничего не знаю", да и по большому счету, не болеют за Киргизию, боятся давления. В конечном счете, это бьет по ситуации в стране.
ИА REGNUM: Сколько журналистов стали жертвами угроз и нападений за последнее время?
40, если не больше. И это те, о которых мы слышим, те, о которых информация так или иначе просочилась в прессу. Но в регионах, я знаю, люди вообще не смеют что-либо писать, и с ними даже не церемонятся, откровенно скажу. Возьмем, к примеру, Ошскую область, там люди жалуются, но все боятся назвать свое имя, боятся назвать, кто на них давит, кто их избил. От них потребовали, чтобы они сами подтвердили следствию, что это был не заказ со стороны власти, а банальная попытка ограбления или что-то в этом роде.
Недавно Молдомуса Конгантиев (министр внутренних дел Киргизии. - ИА REGNUM Новости) заявил, что всех нужно рассматривать одинаково: если на человека напали, то не следует отделять журналистов от простых людей. Да, существуют настоящие преступники, существуют и граждане, которых ограбили и т.д. А здесь нападают на почве того, что тот или иной журналист высказал в прессе свое мнение, нелицеприятное для власти. И мы не можем сравнивать нападения на журналистов с нападением на Иванова, Петрова или Сидорова и т.д., которые просто шли по улице и которых избили просто так. А если пофамильно назвать журналистов, то естественно, вы понимаете, это достаточно громкие имена, многие из которых работали в оппозиционных СМИ, многие были связаны с оппозиционерами, допустим Геннадий Павлюк или Алишер Саипов. Саипов встречался с оппозиционерами Узбекистана, и я это точно знаю. Сыргак Абдылдаев писал критические статьи. Жыпара Арыкова сказала прямо, что с нее требовали дать показания на Текебаева, якобы он служит разведке Китая и т.д. Она отказалась и за это получила 8 месяцев отсидки в СИЗО. Бермет Букашевой, ныне уехавшей в Америку, также поступали телефонные звонки, когда она работала в газете "Лица". Чолпон Орозобековой тоже пришлось уехать. Это было как раз в день похорон Чингиза Айтматова, мне позвонили и просили срочно приехать в офис газеты "Dе-факто", я приехала, а там 4-5 парней с квадратными шеями запугали весь коллектив редакции, забрали все компьютеры, устроили допрос журналистам. Мы попросили у них предписание прокурора. Нам показали документ, где было написано, что необходимо изъять финансовую документацию, что была оплата за статью в газете и все. Так они абсолютно все вытащили: компакт диски, повыкорчевывали компьютеры и т.д.
ИА REGNUM: Ситуация в отношении свободы слова ухудшается уже какое-то время, а не только за истекший год?
Не то слово. Посмотрите, сколько людей за последнее время убежало за границу. Как сегодня расправились с теми, кто посмел задать вопрос, что делается во время выборов? Людей, которые пошли в центр города спросить, почему в участковых комиссиях творится беспредел, осудили, они уже отсидели 5 месяцев. При этом Каната Супиева избивали так, что отбили почки, он лежал в реанимации. Начальник Балыкчинского РОВД Дегинбаев ставил людей на колени. Это можно в какие-то рамки поместить?! Поэтому ситуация в некотором смысле варварская. Я поняла, что много гнилых людей работают во власти. Кому-то доставляет удовольствие оскорблять достоинство киргизстанцев. Это просто садизм.
ИА REGNUM: Каковы перспективы?
Сейчас говорить о сдвигах в лучшую сторону не получается, потому что становится все хуже и хуже. И если раньше можно было хотя бы встретиться с людьми, которые принимают решения, нелицеприятные, но встречи были, решались хоть какие-то вопросы, а сейчас просто какая-то стена, облитая ненавистью, грязью, что к ней даже подходить неприлично. Хотя создаются какие-то секретариаты, комиссии, комитеты, - это все декорация, чтобы сделать вид, что у нас действительно существует демократия. В Киргизии же, наоборот, фасадная часть разукрашена красивыми словами, вырванными из контекста демократических призывов. Получается так, что мы говорим одно, думаем другое, делаем третье, во всем и везде абсолютный цинизм.