Эксперт: Белоруссия может повторить судьбу Румынии при Чаушеску
В конце 2009 года белорусское правительство заявляло о том, что в получении новых займов от
"Белоруссия за последний год очень существенно нарастила внешний госдолг. Причём темпы его наращивания были совершенно беспрецедентными, такого не происходило за всё предыдущее время. Это говорит о том, что пойти на такие меры правительство Сидорского побудили действительно чрезвычайные обстоятельства.
В конце прошлого года со стороны правительства были сделаны достаточно самонадеянные заявления, связанные с неадекватными оценками экономической стратегии. Существовала полная неопределенность относительно бюджета, особенно его доходной части - известно, что имелись необоснованные иллюзии по поводу нефтяного и газового вопросов. То, в каком виде был принят белорусский бюджет на 2010 год, и то, как он составлялся, говорит, что адекватного понимания происходящего с национальной экономикой у официального Минска нет. Поэтому в Нацбанке и в правительстве поначалу поспешили заявить, что кредит МВФ в 2010 году Белоруссии не понадобится.
На самом деле необходимость в кредитовании есть. Она оценивается экспертами на уровне $2-4 млрд. МВФ, безусловно, будет и дальше кредитовать Белоруссию, потому что суммарно белорусский госдолг пока достаточно небольшой. Кроме того, кредитная история 2009 года дала положительный результат. Во всяком случае, эксперты МВФ были довольны и серьёзных претензий не высказали. Отсутствие источников внешнего кредитования в связи с ситуацией с Россией вынуждает Белоруссию искать заимствования у других государств, и самый реальный источник таких заимствований - это МВФ. Фонд согласен предоставлять ресурсы небольшими траншами. Пока что идут переговоры, поскольку МВФ некоторым образом удивлён озвучиваемыми за столь короткий промежуток времени прямо противоположными заявлениями белорусского правительства - серьёзными людьми так дела не делаются. Тем не менее, ресурсы у МВФ есть, равно как и желание помогать белорусской экономике. Эксперты МВФ не заинтересованы в том, чтобы экономическая ситуация в Белоруссии, где начался медленный, но всё-таки рост, дестабилизировалась. Поэтому в 2010 году финансирование будет продолжено, вопрос заключается лишь в том, в каких масштабах.
Естественно, в будущем нельзя исключать, что ситуация приобретёт политический подтекст. Здесь можно проводить параллели со странами, которые ранее были активными клиентами МВФ в плане заимствований. Можно вспомнить ту же Румынию времён
Динамика роста внешней задолженности очень тревожит экспертов. Происходящее говорит о том, что все внешние заимствования пойдут на латание социальных программ. И любая дестабилизация кредитных линий будет иметь в выборном 2011 году обязательные политические последствия.
Кроме того, эти долги придётся кому-то отдавать. По всей видимости, это придётся делать не живыми деньгами, а активами. Денег в прежнем объёме уже не будет. Белорусский экспорт в Россию упал в два раза, рынок белорусских калийных удобрений (Индия и Китай) тоже серьёзно пострадал во время кризиса. Что касается белорусских нефтепродуктов, основным покупателем которых является ЕС, то с введением стопроцентной экспортной пошлины на российскую нефть этот экспорт тоже обвалится - он уже начал валиться. Сейчас уже говорят о том, что Белоруссия теряет украинский рынок нефтепродуктов, Голландия тоже закупит их в меньшем количестве, чем ожидалось ранее.
Наполняемость республиканского бюджета очень серьёзно сократится. В этом смысле кредиты МВФ станут просто глотком воздуха для утопающего. Экономический кризис пришёл в Белоруссию с опозданием, и его основная фаза придётся как раз на 2010-2011 годы.
Нам грозит ещё и газовый конфликт с Россией. В информационном плане наше положение таково, что российские телеканалы транслируются здесь в урезанном виде. В Белоруссии информационная автаркия. С точки зрения месседжа, который посылает обществу Национальная гостелерадиокомпания, курируемая администрацией президента, сохраняется следующая информация: есть весьма большая вероятность получить в текущем году российский газ по прошлогодним ценам. Это в то время, когда мы прекрасно знаем, что российская сторона настаивает на увеличении тарифа согласно графику. И, по всей видимости, нам грозит повторение истории с нефтью - затягивание подписания контрактов, нагнетание истерии и т.д. Причём это будет делаться не потому, что Минску не хочется уступать, а потому, что реально нечем платить, так как спрос на белорусскую продукцию на российском рынке очень сильно упал - а кому она ещё нужна? По всей видимости, нам предстоит новый газовый скандал - возможно, в более мягкой форме, чем в прошлый раз.