Северо-Западная Росграница: Самое главное - проблема собственности. Интервью
Руководитель Северо-Западного территориального управления Росграницы Михаил Смолкин подвел для ИА REGNUM Новости итоги 2009 года.
ИА REGNUM Новости: Территориальное управление Росграницы существует больше года. Что успели сделать за это время на Северо-Западе?
Прежде всего провели мониторинг состояния всех пунктов пропуска через границу Российской Федерации на северо-западе (за исключением Калининграда - там создано Калининградское управление Росграницы - прим. ИА REGNUM Новости). Протяженность границ - 2283 км. Граничим мы с 4 странами
ИА REGNUM Новости: Какие среди них самые острые?
Проблема собственности, проще говоря - кому принадлежат пункты пропуска? Понятно, что России, но дальше возникает масса вопросов, ведь долгое время многие пункты пропуска находились на балансах акционерных обществ, которые занимались их обустройством и содержанием. Ни о муниципальной, ни о госсобственности речи не шло! Таможня и пограничная служба эти вопросы не ставили, так как у них своих проблем полно, и руки не доходили до вопросов санитарного обслуживания, еды для сотрудников, уборки и ремонта помещений... Но 2 года назад была создана Росграница, именно для того, чтобы навести порядок в этих вопросах. Вот только не все собственники собираются безвозмездно отдавать государству пункты пропуска - мол, мы их создавали, а теперь так просто отдать? Росграница же оперирует нормами закона - бюджетные деньги на обустройство можно вкладывать только в государственную собственность. Многим вольностям приходит конец, это не всем нравится, но процесс мы запустили и доведем до конца.
ИА REGNUM Новости: Когда речь идет о строительстве новых таможенно-логистических комплексов (ТЛК) у границ предполагается, что их будут строить тоже бизнес-структуры, не государство.
Да, имеется в виду государственно-частное партнерство. Строительство самого простого железнодорожного терминала стоит примерно 500-600 млн. рублей, а полномасштабного - около 1,5 млрд. рублей. У государства таких денег нет, но предполагается, что государство дает землю в аренду по сниженным ставкам. Кроме того, важно же не только построить пункт пропуска, но и наполнить его услугами - от выпуска товара в свободное обращение, до дистрибьюции по конечным потребителям. Многие из этих услуг оказывают бизнес-структуры, которые строят именно на этом свою деятельность на терминале, а хозяйственное обслуживание терминала может уже брать на себя государство.
ИА REGNUM Новости: Где на Северо-Западе в этом году начнется строительство новых ТЛК?
Пилотными выбраны Псковская и Ленинградская области, но процесс идет небыстро. Власти в обоих регионах начали эту работу, ведутся переговоры с бизнесом, но возникает много нюансов, от решения которых зависит конечная эффективность работы ТЛК. Например, нужно заранее продумывать развитие инфраструктуры - не только подключение электроэнергии, воды и тепла, но и интернет-связи, и высокочастотной связи, и т.д. Поэтому в этом году вряд ли где-то начнется именно строительство.
ИА REGNUM Новости: А какие задачи стоят перед ведомством в 2010 году?
Устанавливаем четкие границы уже существующих пунктов пропусков - большая работа, например, ведется по
ИА REGNUM Новости: А раньше это было нецивизованно?
Раньше не было единого хозяина, а каждое ведомство решало свои проблемы самостоятельно. Важность четких границ пункта пропуска стала очевидна при работе по проекту реконструкции
ИА REGNUM Новости: А в морских портах такая же история?
В прошлом году начал работать новый пассажирский порт "
ИА REGNUM НовостиЧем еще предстоит заниматься в этом году?
По мере принятия федеральной целевой программы по обустройству госграницы, проясняются наши конкретные задачи. Например, в 2010-2011 годах надо будет полностью обустроить три пункта пропуска через границу по пути следования скоростного поезда Санкт-Петербург-Хельсинки. Скорее всего, контрольные функции будут осуществляться по ходу движения, но это временный вариант, а к концу 2011 года должны быть построены отдельные пункты, на которых цивилизованно и быстро можно будет пройти границу. Кроме того, видимо, начнем обустройство за государственный счет пунктов пропуска, включенных в федеральную целевую программу, в Карелии, порту Варандей.
ИА REGNUM Новости: Остальные пункты пропуска будут ждать, пока до них дойдут руки?
В каждом регионе, где есть пункты пропуска, работают наши представители, которые занимаются решением, в том числе вопросов собственности. Кроме того, они должны организовать слаженную работу координационных советов, созданных при каждом пункте пропуска через госграницу. В советы входят представители всех государственных контрольных органов, ведомств и организаций, связанных с госграницей, и их задача - быстро решать системные проблемы каждого пункта пропуска. Допустим, возникают постоянные очереди на отдельных пунктах российско-финской границы. Задача координационного совета - не разово "разрулить" вопрос, а найти истинную причину такой ситуации и во взаимодействии всех ведомств, а если надо и с привлечением сопредельной стороны, разрешить проблему. И сделать это надо не через полгода, а в течение обозримого времени, скажем, двух-трех недель. В этом году важно начать выявлять экономическую целесообразность существования каждого пункта пропуска, а также обоснованность бюджетных затрат, например, на обустройство, реконструкцию и модернизацию.