О кряшенах Татарстана - самобытном тюркоязычном народе, проживающем, главным образом, на территории Татарии и исповедующем православие, ИА REGNUM Новости уже рассказывало. Позиция кряшен тогда была представлена председателем Общественной организации кряшен (ООК) Иваном Егоровым, который крайне сдержанно говорил о проблемах кряшен в РТ и выражал надежду, что все они решатся постепенно, а у республиканских властей есть понимание кряшенского вопроса. Как известно, в ходе переписи 2002 года многих кряшен в Татарстане попытались записать в татары. Тогда им было фактически отказано в праве называться народом, поскольку, по мнению властей и части татарской научной общественности, кряшены - всего лишь "субэтнос татар".

Весной в Москве планируется проведение учредительного съезда Союза кряшен России (СКР). О проблемах кряшенского народа и задачах национального движения рассказывает председатель оргкомитета СКР, главный редактор газеты "Кряшенские известия" из Казани, директор издательства "КряшИздат" Виталий Абрамов.

ИА REGNUM: Каковы цели будущего Союза кряшен России?

СКР создается по инициативе общественных организаций кряшен Удмуртии, Башкирии и Татарстана, а также отдельных активистов. Наши цели - консолидация кряшенского общества вокруг национальной идеи, восстановление статуса народа и народостроительство.

ИА REGNUM: Многие полагают, что кряшены - это просто крещеные татары. Действительно, если русский может быть мусульманином, почему татарин не может быть православным?

Когда мы говорим о кряшенах, вспомним три маркера, которыми определяется народ. Это самосознание (самоидентификация), религия и язык. Да, есть православные татары - прекрасные, набожные люди, но они четко ассоциируют себя именно с татарами. Есть также крещеные татары: в постсоветские годы православие приняло довольно большое число татар, идентифицирующих себя опять же с этим народом. Кряшены - самостоятельный этнос. Вопрос его происхождения очень серьезный и неоднозначный. Источниковая база весьма скудна, но, насколько известно, этногенез кряшен уходит корнями в V век. Кряшены ведут свою историю от христианского племени баранджир, жившего между Шешмой и Заем. Есть сведения о том, что до переселения в эти края оно проживало на Северном Кавказе и контактировало с Византией, от которой и приняло христианство. К сожалению, эта область до конца не изучена.

ИА REGNUM: Директор Института истории Академии наук РТ Рафаэль Хакимов и другие татарские исследователи говорят, что кряшенский язык - это литературный татарский...

Сегодня говорить о том, что кряшенский - это диалект татарского языка, может только дилетант. После того, как 80 лет назад в кряшенском букваре была поставлена точка, наш язык не изучали, над ним лишь экспериментировали - переводили на арабскую графику, латиницу, кириллицу... Но если между кряшенским и татарским языком нет никакой разницы, почему 4 декабря 1925 года приняли постановление Татарского обкома ВКП(б) о воссоединении двух народов - кряшен и татар? Инициатором этого выступил Миннац РСФСР, целью которого являлось уменьшение числа народов.

ИА REGNUM: Зачем это надо было делать?

Трагическую роль в судьбе кряшенского народа сыграло то, что в 1920 году кряшены в полном составе поддержали так называемое Вилочное восстание эсеров (главным оружием повстанцев были вилы и топоры - прим. ИА REGNUM Новости). Чтобы усмирить кряшен, их решили присоединить к пролетарски настроенным татарам. Имеется, впрочем, постановление Башревкома, согласно которому для создания Кряшенской автономии выделялась территория Мензелинского уезда Башкирской губернии. Территориальный вопрос был практически решен.

Важно отметить и то, о чем часто забывают: татарский народ - это искусственно сконструированный этнос, в состав которого вошли тюркоязычные народы, исповедующие ислам и собранные воедино для противостояния "русскому шовинизму". Ни кряшен, ни даже крещеных татар в перечне этих народов нет. И на сегодняшний день нет ни одного документа, подписанного кряшенскими общественными организациями или публичными деятелями, которые заявляли бы, что кряшены воссоединяются с татарами и являются частью татарского народа.

К нынешнему моменту из восьми народов, исторически проживавших в Поволжье, семь, за исключением бессермян, ранее причисленных к удмуртам, имеют свое территориальное образование. Вопрос о каких-то территориальных притязаниях сегодня не стоит. У кряшен нет иного пути, кроме как восстановить свой статус и развиваться в доброй семье проживающих здесь народов. Грабли, на которые наступили в 1925 году, привели к практически полному уничтожению огромного пласта кряшенской культуры. Были закрыты все 102 кряшенские школы, два монастыря... Но если Советская власть боролась как с православными церквями, так и с мечетями, то образование на кряшенском языке было уничтожено полностью.

Уже после постановления о "воссоединении" вышел кряшенско-татарский разговорник, потому что кряшены в значительной мере не понимали разговорный татарский, и наоборот. Между татарским и башкирским разницы практически нет, однако башкиры идентифицируют себя как отдельный народ. Если судить по этим критериям, то кряшены отстоят от татар значительно дальше.

ИА REGNUM: Каково сейчас положение в языковой сфере?

Говорить, что кряшенского языка нет - это нонсенс. Этим просто никто не занимается - ни в Москве, ни в Казани. В 2000-2001 году филолог Флера Баязитова готовилась защитить докторскую диссертацию, в которой доказывалось, что кряшенский - это отдельный самостоятельный язык. Однако на нее было оказано давление, и для защиты ей пришлось пересмотреть свои взгляды. Кряшенский язык если где и сохранился, то в деревнях. Но сегодня идет процесс "вымывания" кряшенских деревень... Например, в Сармановском районе было шесть крупных деревень, только в одной из них проживало около пятисот человек. Сегодня из шести осталась одна, но и в ней последнюю ферму разобрали два года назад, медпункта нет, клуба нет, фунционирует только школа. Молодежь в селе не задерживается. В других деревнях остались одни пенсионеры. Возможно, это естественный процесс? Переезд из деревни в город происходит на всей территории России. Мы тоже думали таким образом. Но если прекрасно функционирующее сельхозпредприятие постепенно подводят к банкротству, инвестор переводит ферму и живность за двадцать километров в татарское село, возникают вопросы. Неужели нельзя создать рабочие места в этой деревне? Сейчас нечего пенять на то, что кряшены сами разбегаются из деревни. Там нет работы!

ИА REGNUM: Вы считаете, что это политика, направленная именно против кряшенских деревень?

Да, причем уже второй ее этап. На первом этапе, когда в советское время шел процесс укрупнения деревень, каток прокатился именно по кряшенским селам. Если проанализировать ситуацию по Сармановскому, Елабужскому, Челнинскому районам - везде была одна и та же картина: рядом процветающая кряшенская деревеня и полуразвалившаяся - татарская. Однако правление колхоза и все жизнеобеспечение постепенно переводится в татарскую деревню... Эта политика продолжается и сегодня, и говорить о беспечности самих кряшен в такой ситуации не приходится. Если эта тенденция не прекратится, кряшенские истоки постепенно вымоются. А нет истоков - не будет народа. Деревня - родник, из которого мы питаемся.

ИА REGNUM: По переписи 2002 года в России насчитывалось около 25 тысяч кряшен, из которых 18 тысяч жили в Татарстане. Достоверна ли эта цифра? Сколько их было в начале века?

18 тысяч - это те кряшены, которые "взяли за горло" переписчика и заставили его написать в графе "национальность" - "кряшен", и не карандашом, а ручкой. Ведь целые села, например, Федотовка Лениногорского района, записывали в листах карандашом! Как только машина с переписчиками выезжала за околицу, карандашные пометки исправлялись на "татары". По некоторым районам, например, Нижнекамскому, мы провели альтернативную перепись. По этому району официально показали около 2 тысяч кряшен, тогда как по нашим данным их было около 15-16 тысяч.

По переписи 1926 года, когда на кряшен уже шло жесточайшее давление, кряшенами записалось 120 тысяч человек. Если доверять методикам Института этнологии и антропологии РАН, то мы ориентируемся на цифру примерно в 180 тысяч человек. Сегодня, по тем же оценкам, в России проживают около 230 тысяч кряшен. Это оценочные данные, в том числе, полученные на основе проработки документов с Госкомстатом. Наши цифры чуть-чуть разнятся: мы полагаем, что кряшен чуть больше - в районе 250 тысяч. Разница почти в десять раз...

ИА REGNUM: Почему итоги прошлой переписи столь плачевны для кряшен?

Мы очень многое потеряли. Мы не смогли донести до кряшенского народа, дисперсно расселенного по всей территории страны, что принята Декларация о самоопределении нашего народа, что Ученый совет ИЭА РАН считает нас самостоятельным этносом, мы не смогли донести решения всех наших собраний и конференций. Из-за этого мы потеряли многих кряшен в Самарской, Ульяновской области, Хабаровском крае и в других субъектах Федерации. А в Татарстане "сверху" было дано указание, согласно которому кряшен не должно было быть более 10 тысяч: в противном случае татар становилось меньше половины населения республики. Но насчитали 18 тысяч! Если народ не осознает себя кряшенами, будет он ходить в прокуратуру и добиваться, чтобы их записали именно так? Не будет, я уверен в этом.

ИА REGNUM: Нет ли здесь противоречия? Вы же сами сказали, что не сумели донести свою позицию до большинства кряшен. Получается, им надо напоминать, что они принадлежат к кряшенскому народу?

Вспомним, в ходе предыдущих переписей ни в одном подписном листе не фигурировал этноним "кряшены". К переписи 2002 года мы добились главного: включения кряшен в Перечень народов РФ. Этот вопрос был сильно политизирован, шел торг между федеральным центром и республиканскими властями. Договорились, что кряшен оставляют - но в качестве субконфессиональной общности в подгруппе татар. Могли ли кряшены, например, в Хабаровском крае после 70-80 лет безмолвия, изоляции от кряшенской культуры знать, что они имеют право записаться кряшенами? Конечно, нет. Да, по всей стране есть люди, четко идентифицирующие себя как кряшены - но процент этот очень небольшой.

ИА REGNUM: С другой стороны, процессы ассимиляции, обусловленные в том числе глобализацией, касаются всех народов. Может быть, постепенный уход кряшен с исторической сцены - естественный процесс?

Дело в том, что этот процесс искусственный, а не естественный, и направлен на то, чтобы доказать кряшенам, что они - не самостоятельный отдельный народ, а тоже татары. Люди, оторванные от основной кряшенской общности, кряшенской культуры, безусловно, подвергаются русификации. Во всех регионах дисперсного расселения кряшен идет естественный процесс обрусения. Идет он и у татар, и у башкир... Противиться или противостоять ему - невозможно, но когда создается искусственная ассимиляция, когда говорят: твои предки предали ислам, и вам дается срок в пять лет, чтобы вернуться к религии предков - это совсем другое дело.

ИА REGNUM: Требование вернуться в ислам звучит из уст мусульманских духовных деятелей, со страниц СМИ, или подразумевается негласно?

В период подготовки к переписи 2002 года были публикации в татарской научной среде, звучали и требования со стороны духовных лидеров. В тот период в республиканских СМИ только ленивый не пинал кряшен, стараясь делать это как можно больнее. На эту тему защищаются диссертации, в которых проводится мысль, что кряшены - это потомки татар, крещеных после взятия Казани войсками Ивана Грозного. Это официальная точка зрения татарстанской науки. Главным генератором подобных воззрений является Рафаэль Хакимов. Этому посвящена книга "Единство татарской нации" и другие.

Когда в 2001 году Татьяна Дунаева провела мониторинг СМИ по кряшенской тематике, выяснилось, что из приблизительно пятисот публикаций позитивными были 3-4. Остальные несли негатив. В тот период напряжение вокруг кряшен достигло такого уровня, что можно было говорить о том, что против нашего народа идет геноцид - даже не этноцид, а геноцид.

Ситуация была очень плачевной. В 1997-1998 годах была принята концепция татарского народа "Один народ - одна религия". Вся работа с кряшенами была построена вокруг этой концепции: кряшен - в ислам, а чтобы они были покорными, реализовывалась "тактика выжженной земли". Все руководители из числа кряшен были убраны со всех должностей.

В 2001 году ни в одном учреждении государственной власти РТ не было ни одного кряшена. В области культуры - ни финансирования, ни работы. Совокупность этих вопросов вынудила кряшенские организации пойти по собственному пути развития - принять Декларацию о самоопределении и выходить только на федеральные структуры. Мы не были услышаны во властных структурах Татарстана. От нас в лучшем случае отпихивались. Только после принятия Декларации и выхода на федеральные площадки, в академическую среду, на Патриарха Русской православной церкви, президента РФ, руководителя его администрации, на нас, наконец, обратили внимание.

ИА REGNUM: О самоопределении в каких формах идет речь в этой Декларации?

Конечно, не территориальных. Мы самоопределились как народ, как этнос. Стоит вопрос о восстановлении статуса народа и развитии его по собственному пути. Сегодня кряшены де-факто признаны как народ. Остался один маленький шажок - закрепить этот статус де-юре. В этот период и включается механизм, который называется "тормоза". Вся академическая среда и независимые ученые стоят на позиции, согласно которой кряшены - отдельный народ. Государственные и республиканские власти других регионов, где проживают кряшены, еще в начале двухтысячных признали нас в этом качестве. В 1999 году мы были приняты в Ассамблею народов Удмуртии, в 2001 году - в Ассамблею народов Башкирии. Около полутора лет назад кряшены как народ приняты и в Ассамблею народов Татарстана.

ИА REGNUM: С этим подходом согласны все кряшенские структуры?

Декларацию поддерживает большинство кряшенских организаций, за исключением новосозданной Общественной организации кряшен (ООК). Добиться решения кряшенского вопроса кнутом не удалось - включается метод пряника: создается ООК, идеологом которой является председатель комитета Госсовета РТ по культуре, науке, образованию и национальным вопросам Разиль Валеев, а непосредственный подбор исполнителей, вплоть до того, что готовит все учредительные документы, осуществляет заведующей отделом этнической политики Управления по вопросам внутренней политики президента РТ Вячеслав Никифоров. Если общественная организация создается государственной структурой - надо полагать, это делается для решения какой-то определенной задачи. Какой? Остановить процесс юридического оформления кряшен как народа, размыть понятие "кряшен" до крещеных татар и субконфессиональной группы татарского народа. Вот тогда кряшенский вопрос будет "решен".

ИА REGNUM: Каковы ваши отношения с ООК?

Они приглашают нас на свои мероприятия, я выступал на их учредительной конференции. Меня приглашали вступить в ООК, но я категорически отказался, зная, что организация, созданная государственными структурами и не имеющая четкой программы дальнейшего развития народа, не имеет будущего. Мы должны идти другим путем, и путь у нас один.

ИА REGNUM: Какие методы используются противниками признания кряшен как народа?

Власти предметно работают в этом плане. Задействованы хорошие силы. Информационное поле по кряшенской тематике захвачено республиканским государственным холдингом "Татмедиа" - это газета "Туганайлар", это сайт "Кряшен.ру", созданный в 2001 году на грант ПФО и захваченный нынешним летом, это радио и телевидение. С молодежью в Интернет-пространстве работает большая группа, подводящая ее к тому, что более успешны в жизни те, кто не отделяет себя от крещеных татар. Это стало лейтмотивом Форума кряшенской молодежи, прошедшего в начале декабря прошлого года: хотите жить богато и красиво - называйте себя крещеными татарами.

ИА REGNUM: Что вы можете противопоставить такому информационному "накату"?

Кряшенские активисты и общественные силы, четко стоящие на позициях определения кряшен как самостоятельного народа, понимают опасность этой затеи, ведущей к расколу народа. То, что республиканские власти решили применить новый метод, говорит о том, что идет заигрывание с определенной частью лидеров кряшенского национального движения, раздача всевозможных преференций. Некоторая часть бывших активистов приняла решение больше не трогать эту тему, а стоять у барского стола, ожидая, когда с него сметут какие-то крошки. Предвидя, что ситуация может повернуть в это русло, мы решили не выпускать из-под контроля процесс юридического оформления народа. Еще в 2007 году в Москве была зарегистрирована газета "Кряшенские известия". С июля текущего года она начала ежемесячно выходить на русском языке. Тираж пока небольшой - около 600 подписчиков и немного в розницу. Мы зарегистрировали издательство "КряшИздат" и начали выпускать книги. Первая из них - книга Сергея Соколовского "Кряшены во всероссийской переписи населения 2002 года". Издан компакт-диск "Кряшены: затерянная история народа". Готова к выходу книга Ивана Глухова "Халк минем кряшен", идет подготовка книги с рабочим названием "Кряшены: pro&contra". Создан и наполняется информацией сайт Союза кряшен России.

ИА REGNUM: Что в первую очередь необходимо кряшенам? Какие задачи стоят перед ними особенно остро?

Мы понимаем, что без восстановления статуса народа жить пасынками дальше невозможно. Вопрос народостроительства очень большой, сложный и трудный. Мы хорошо осознаем, что это такое. Разработка программы народостроительства - колоссальный коллективный труд. В умах наших активистов есть наброски того, как это будет происходить. У кряшен только два пути: первый - путь самостоятельного развития, а второй еще не додуман до конца.

ИА REGNUM: Независимость?

Нет! Этим только в страшилках пугают: мол, дай кряшенам статус народа - они потребуют свои земли, этнические территории и так далее. Об этом не может быть и речи. Но кряшены - автохтонный народ Татарстана, это однозначно.

ИА REGNUM: Есть ли у кряшен какие-то специфические проблемы, которых нет, допустим, у русских или татар?

В 2002 году я, будучи председателем исполкома Республиканского национально-культурного центра кряшен, обратился к президенту Татарстана с просьбой принять руководителей нашей общественной организации для принятия решений по проблемам, накопившимся по кряшенской проблематике. Я отметил опасность перехода кряшенско-татарского противостояния на бытовой уровень, откуда убрать его будет очень сложно. Буквально через неделю нас приняли. Тогда и были озвучены первоочередные задачи, призванные снять напряженность. Их было 19. Ранее они были изложены президенту РФ. Пошел процесс решения локальных задач, и через некоторое время власти разнесли весть, что "кряшенская проблема решена". Одним из таких пунктов было прекращение антикряшенской кампании в СМИ. Задача очень важная, но ее нельзя отнести к долгосрочной программе развития кряшенского народа. Вопрос народостроительства - очень большой вопрос.

ИА REGNUM: Федеральный центр оказывает вам какую-нибудь поддержку?

Нет.

ИА REGNUM: А Русская православная церковь?

Моральную. Моральная помощь есть всегда, но мы и не ожидаем какой-то материальной поддержки. Нам достаточно писем и обращений.

ИА REGNUM: Много ли среди кряшен атеистов, приверженцев иных конфессий?

Когда была развернута массовая кампания по "возвращению" кряшен в ислам, это сделал только один человек. Однако мусульмане в мечети с ним рядом не садились - предатель. Вот и ответ, сильна ли у кряшен приверженность православной вере. Гонения нас только сплотили. Стержнем кряшенского народа является, конечно, православие, консолидирующую роль которого трудно преувеличить. Кстати, кряшены - тоже многоконфессиональный народ. Среди нас были и есть язычники, проживающие, например, в Пестречинском районе, есть и кряшены-мусульмане, полностью ассимилировавшиеся с татарами. Будь мы мусульманами, мы все ассимилировались бы.

ИА REGNUM: Каково ваше отношение к институту национально-культурной автономии?

Через создание республиканской НКА мы должны войти в правовое поле общественных организаций. Вопрос о ее создании впервые прозвучал и был внесен в резолюцию конференции от 13 октября 2001 года. Это решение поддержали общественные организации кряшен Удмуртии и Башкирии. Сегодня в Удмуртии созданы две районные, и на их базе - региональная НКА кряшен. С пониманием относятся к этому вопросу и в Башкирии. Аналогичная попытка в Республике Татарстан не удалась.

Стандартный ответ из Минюста РТ: кряшены не являются самостоятельным народом, это - субконфессиональная группа татар, в связи с чем они не имеют права на создание НКА. Впрочем, в ответе сказано, что мы имеем право обратиться в судебные инстанции. Между тем, федеральная национально-культурная автономия татар получила из федерального бюджета 200 млн. рублей. На вопрос "сколько из этого получат кряшены?" мы услышали: "Вы не наши, создавайте собственную НКА и зарабатывайте сами".

Если сделать небольшой математический расчет, получится, что кряшены составляют примерно двадцатую часть от числа татар. Двадцатая часть от 200 млн. на развитие языка и культуры - тоже неплохо. Пока независимые кряшенские издания финансируются только за счет собственных средств. У нас нет ни копейки государственной поддержки. Перед прошлой переписью мы добивались бюджетной поддержки для кряшенской газеты "Кряшен сюзе". Нам ее пообещали, но буквально через полтора месяца в Набережных Челнах зарегистрировали "Туганайлар", на первой полосе которой было большими буквами написано: "Газета для крещеных татар". А в перечне поручений президента РТ ставится галочка: создана и финансируется кряшенская газета. Вопрос решен...