Директор бюро "Радио Свобода" в Киргизии: "У меня остается мало оптимизма"
Интервью ИА REGNUM Новости директора бишкекского бюро радио
ИА REGNUM: Как вы оцениваете уровень свободы слова в Киргизии?
Я считаю, что ситуация критическая, журналисты не чувствуют себя в безопасности. Куда мы идем, как дальше будет развиваться СМИ и медиа-сообщество, непонятно. Нет четких правил игры между государством и средствами массовой информации.
ИА REGNUM: Какими, на ваш взгляд, должны быть эти правила?
Правила должны быть понятны всем участникам игры - и государству, и журналистам, и работодателям. В этом плане нам надо работать.
ИА REGNUM: В последнее время в республике участились нападения на журналистов: как вы считаете, с чем это связано?
Некоторые нападения были на бытовой почве, а некоторые носят заказной характер. Да, случается, что журналисты проявляют неосторожность и зачастую сами виноваты в том, что с ними происходит. Они должны заботиться о своей безопасности. В то же время, сам факт случающихся нападений говорит о том, что милиция в Киргизии работает только после того, как произойдет преступление. Она не умеет действовать на опережение. Эта работа очень слабо проводится
ИА REGNUM: Вы говорите, что нет работы на опережение, но не так давно сотрудники ГУВД заявили, что они задержали человека, собиравшегося напасть на экс-продюсера ТРК "Пирамида" Марианну Логачеву.
Я очень рад, что наши милиционеры могут опередить преступников и даже обозначить лицо, давшее заказ, задержать его. И полностью поддерживаю эту работу.
ИА REGNUM: Оказывается ли давление на ваше издание?
Нам открыто никто не угрожает, но мы постоянно ощущаем прессинг. В последнее время все государственные чиновники, члены передовой партии "Ак жол" дипломатично отказываются давать интервью нашим журналистам, потому что якобы есть какие-то новые правила, но я не знаю, какие. Им, оказывается, запретили давать интервью.
ИА REGNUM: Именно вам или всем СМИ?
По их словам, всем, но, когда мы сообщаем, что мы из радио "Азаттык" ("Свобода"), то они еще сильнее начинают осторожничать и больше избегают интервью. Иногда наши корреспонденты не получают доступ к тем источникам или пресс-конференциям, куда государственные СМИ свободно входят. Это могут быть разные мероприятия. Недавно была встреча
ИА REGNUM: Чем они это объяснили?
Объяснили техническими причинами: якобы задерживается оплата, долго пытались перечислить деньги из Вашингтона в Москву, так как НТРК открыла банковские счета в Москве, наша компания несколько раз пыталась перечислить деньги - очередной транш, но платеж каждый раз возвращался в Вашингтон. Это была одна из причин. До этого телерадиовещательная корпорация ретранслировала наши радиопередачи. Теперь нет. Граждане, живущие в отдаленных селах, перестали нас и слышать, и смотреть.
ИА REGNUM: Некоторые представители НПО считают, что за последнее время в Киргизии ситуация со свободой слова резко ухудшилась, другие говорят, что в стране ничего не происходит, а вы что думаете?
Есть две стороны одной проблемы: по большому счету, действительно ничего знаменательного не происходит, но если взять психологическую ситуацию после убийств и нападений на журналистов, то можно оценить, в каком сейчас состоянии находятся независимые СМИ. Подобные преступления - плохой сигнал не только для работающих журналистов, но и для тех, кто еще учится на факультетах журналистики, кто вообще хочет стать журналистом. Я говорю не голословно. В этом году
ИА REGNUM: Как вы считаете, почему, когда погиб Геннадий Павлюк, некоторые СМИ не давали об этом информации?
Одна телекомпания заявила, что якобы из-за работы, связанной со взрывом на Камбаратинской ГЭС-2, а трагические события произошли как раз в эти дни, не нашла время для этой информации. У другой известной телекомпании не получилось уточнить, является ли Геннадий Павлюк журналистом. Смешно и в то же время очень грустно, что люди не могут выразить свою солидарность даже тогда, когда убивают их коллегу. Это и показывает, на каком уровне находится свобода слова в Киргизии.
ИА REGNUM: О каких конкретно СМИ вы сейчас говорили, можете назвать их поименно?
Нет, не могу, потому что им будет очень неприятно. Ну, скажем, что это пропрезидентские телеканалы.
ИА REGNUM: Вы затронули тему журналистской солидарности, как у киргизских журналистов обстоит с этим дело?
Сама солидарность - очень дифференцированное понятие. У юристов тоже, мне кажется, нет солидарности и у депутатов нет. Но я думаю, вся складывающаяся ситуация говорит о том, что не только журналистское сообщество, но и все те, кто хочет, чтобы Киргизия развивалась в цивилизованном русле, должны что-то предпринять.
ИА REGNUM: Что, например?
Есть разные способы, разные пути протеста. И не только выйти на улицу и кричать "долой!".
ИА REGNUM: Каков ваш прогноз о том, что дальше будет со свободой слова?
Сейчас непонятно, как распределяются радиочастоты, непонятно, как мы переходим на цифровое телевидение, непонятно, какие правила игры. Видно, куда катится наша большая политика, и у меня остается мало оптимизма.