Станислав Тарасов: ПАСЕ готовит дублеров Минской группе ОБСЕ по Карабаху
Саммит в Сочи Медведев - Алиев - Саргсян по карабахскому урегулированию начал переформатировать существующую дипломатическую технологию. Правда, речь пока практически идет только о выработке положений, которые могут быть закреплены в готовящейся новой редакции Мадридских принципов.
Прежняя редакция сохраняла две позиции: вывод войск Армении с территории Азербайджана и определение статуса Карабаха. Ни первого, ни второго достигнуть не удалось. Это вызывало наибольшие нарекания, прежде всего, со стороны Баку в адрес Минской группы
О характере готовящихся новшеств в Мадридских принципах никто сейчас не ведает. Интрига подогрета и загадочным заявлением в Сочи министра иностранных дел Сергея Лаврова о достижении соглашения по преамбуле новой редакции документа. Но, как отметил в этой связи бакинский политолог Фикрет Садыхов, преамбула - всего лишь вводная, формальная протокольная часть любого соглашения, которая "по сути ничего не значит". Другое дело, если в нее будет введен тезис о неприменении силы в карабахском урегулировании. Или, к примеру, ввод в переговорный процесс Карабаха, о чем сообщали армянские СМИ. Любопытно, что и политолог Расим Агаев не исключал возможности "предоставления Карабаху некоего промежуточного статуса", что, по его мнению, позволило бы "начать переговоры со Степанакертом без участия Еревана". Однако пресс-секретарь МИД Азербайджана Эльхан Полухов расставил все на свои места. Он заявил, что "переговоры по карабахскому вопросу ведут стороны конфликта, коими являются Армения и Азербайджан, и сообщения о том, что к переговорам будет привлечена армянская община Нагорного Карабаха, не имеют под собой никаких оснований".
Тогда о чем ведется новый дипломатический торг? Если Баку и Ереван в письменных предложениях Минской группе ОБСЕ подтвердят прежние непримиримые позиции, то потребуется немалого усилий дипломатов, да и времени для согласования позиций. Поэтому, когда сопредседатели Минской группы ОБСЕ обозначали конкретный срок для предоставления предложений - две недели - стали напрашиваться самые разные выводы. Либо Баку и Ереван на саммите в Сочи все же определились по главным параметрам карабахского урегулирования, либо переговорный процесс вновь обрастает очередной дипломатической интригой.
При этом отметим, что через несколько часов после саммита в Сочи Медведев - Алиев - Саргсян помощник госсекретаря США по связям с общественностью Филип Кроули заявил, что Вашингтон "будет продолжать переговоры с Турцией и Арменией, чтобы побудить их ратифицировать соглашение, которое было достигнуто в конце прошлого года". По этому поводу состоялся телефонный разговор министра иностранных дел Турции Ахмета Давутоглу с госсекретарем США
Похоже на то, что Вашингтон формирует давление на Анкару в деле ратификации турецким парламентом цюрихских протоколов. В ответ турки пытаются оставить за собой хотя бы один "плацдарм". Они заявляют о недовольстве "вмешательством
Что же касается непосредственно самого карабахского урегулирования, то азербайджанская сторона усматривает пользу переговорного процесса только в уточнении деталей технического свойства: проблеме Лачинского коридора, возвращении утраченных районов, восстановлении инфраструктуры, возможности возвращения беженцев, наличии или отсутствии миротворческих сил. Но решение проблемы статуса Карабаха в редакции прежних Мадридских принципов Баку не устраивает. Во-первых, ему для этого необходимо изменить некоторые положения Конституции, где нет нормы, предусматривающей проведение референдума. Во-вторых, Азербайджан - многонациональное государство и завтра о необходимости создания своего государственного образования могут заявить, например, талыши. Поэтому в повестке дня азербайджанской дипломатии стоит проблема такой трансформации конфликта, которая создавала бы иллюзию промежуточного тактического успеха. На данном этапе этим может быть только начало процесса освобождения районов. Но вряд ли это устроит армянскую сторону.
Тем временем недавно избранный президент Парламентской Ассамблеи