Страны Центральной Азии вынуждены проводить многовекторный курс - узбекские эксперты
Казахстан, 17 января, 2010, 10:30 — ИА Регнум. В целом, страны Центральной Азии (ЦА) во многом по объективным причинам вынуждены проводить многовекторный курс, балансировать между различными внешними силами, не имея четкой ориентации для собственного развития. Так считают узбекские эксперты
По их мнению, это связано, прежде всего, с чрезвычайной слабостью национальных экономик большинства стран Центральной Азии, их несамодостаточностью, жесткой зависимостью от внешних связей.
"Не удивительно, что именно на уровне деклараций и политического волеизъявления страны ЦА совместно с их традиционным партнером Россией добились наиболее значительных, причем практически мгновенных успехов. Особо ярко это проявилось в таких важных секторах как транспорт и энергетика.
Однако, дальнейших прорывов в плане развития региональной экономической интеграции до сих пор не последовало и даже намечаются признаки обратного процесса, свидетельством чему является приостановка Узбекистаном своего членства в
По их словам, это ярко проявляется даже в сфере нефтегазового сотрудничества - магистральном на сегодняшний день направлении экономического взаимодействия. Как представляется, во многом данное состояние дел связано с тем, что Россия как естественный экономический лидер и локомотив интеграции на постсоветском пространстве пока уделяет крайне мало внимания развитию многостороннего экономического сотрудничества. В настоящее время взаимодействие России с теми же странами ЦА осуществляется преимущественно на двусторонней основе, сфокусировано во многом на нефтегазовой сфере и обслуживающем ее трубопроводном транспорте.
"До сих пор нет сколько-нибудь значимых продвижений именно в плане восстановления былых тесных связей между экономическими субъектами стран-членов ЕврАзЭС. В особенности это касается перерабатывающих отраслей промышленности, которые фактически отмирают. Так в странах региона сегодня функционируют главным образом предприятия, связанные с добычей сырьевых ресурсов, а также те экономические объекты, технологический цикл которых замкнут внутри республик. В то же время, крупные промышленные комплексы стран региона, структурно-технологические связи которых были и потенциально остаются межреспубликанскими (машиностроительные производства, авиационные заводы, предприятия химической, радиоэлектронной и других отраслей) простаивают. Причем исключением не являются даже стратегические предприятия ВПК", - указывают аналитики.
Они обращают внимание на то, что в итоге инициативы по вопросам реабилитации и развития единого экономического пространства, в том числе в рамках ЕврАзЭС, пока остаются малорезультативными и идут в основном в русле политико-пропагандистской риторики.
"В реальности, страны ЕврАзЭС постепенно, но неуклонно движутся по пути дальнейшей дезинтеграции - "достижения полной экономической независимости" друг от друга, и особенно заметна эта тенденция сейчас по мере развития мирового финансово-экономического кризиса. Самому же ЕврАзЭС с высокой долей вероятности грозит перспектива стать своего рода правопреемником
Они также отмечают, что как и в случае экономической интеграции, в процессе формирования региональной системы безопасности пока не наблюдается значительного прогресса.
"Отношения продолжают сроиться преимущественно на двусторонней, а не многосторонней основе. Более того, так и не достигнут тот уровень доверия, который должен быть присущ стратегическим партнерам. Все без исключения государства ЦА, реализуя многовекторный подход в своей внешней политике, проявляют нескрываемый повышенный интерес к расширению взаимодействия в сфере безопасности с Западом, в первую очередь США и странами-членами