Семен Уралов: Украинские вызовы-2010 - серое похмелье от оранжевых миражей
Украина, 16 января, 2010, 15:41 — ИА Регнум. В наступившем году Украину ожидают массовое прозрение, управленческий кризис, интеграционный вакуум и исторические вызовы для будущего президента.
Внутриполитических прогнозов в классическом смысле этого слова для государства Украина быть не может в принципе - потому что прогнозы есть предположения, основанные на анализе объективных тенденций и выявлении закономерностей. Грубо говоря, прогноз предполагает наличие хоть какого-то порядка, а Украина, как ни крути является государством, двигающимся в новейшей истории хаотично. Соответственно, прогнозы можно строить исключительно относительно общестрановых тенденций в тех сферах, на которые хаотичное и стремительно деградирующее государство уже не способно влиять.
Общество: добро пожаловать в будничную реальность
У нас на Украине очень любят хвастаться "свободой слова" как значимым достижением украинской независимости в целом и "оранжевой революции" в частности. Последовательные скептики и непримиримые контрреволюционеры указывают на то, что свобода слова в нищей стране - ненужная роскошь. По большому счёту, неправы и те, и другие. Со вторыми всё просто: они заблуждаются, потому что уровень жизни населения никак не связан с публичностью политики (а кроме публичности, никакого значимого содержания в идеологеме "свобода слова" нет). Да и, по большому счёту, население к политике имеет весьма далёкое отношение - если, конечно, не считать политикой ток-шоу на центральных каналах и прямую трансляцию заседаний парламента. Первые же неправы потому, что "свобода слова" является производным по отношению к "свободе мысли" и сама по себе не представляет никакой ценности. А в либерально-демократическом потребительском обществе "свобода мысли" сводится к стандартным товарным характеристикам - которые оформляются в ходе конкуренции спроса/предложения и полностью отвечают требованиям потребителя. Собственно, поэтому "свобода слова" в украинском понимании - это сугубо утилитарное понятие, формируемое телевизионными ток-шоу и не имеющее никакого отношения ни к политике, ни к реальности. Если, конечно, не считать политикой бесконечные истории о том, "как поссорились Юлия Владимировна с Виктором Андреевичем и что об этом думает Виктор Фёдорович".
А реальность заключается в том, что вся привлекательность украинского политического шоу-бизнеса основана на геополитическом противостоянии, заданном ещё в ходе президентских выборов 2004 года, когда Украина вслед за Сербией и Грузией стала объектом электоральной спецоперации. И то, что мы наблюдали в ходе бесконечных политических телешоу - которых в 2005-2009 годах стало чересчур много, - есть не более, чем медийная отрыжка геополитической катастрофы Украины, которую у нас называют "оранжевой революцией".
Надо понимать, что в 2010 году во многом неестественное противостояние внутри Украины будет неактуально: во-первых, мы уже не интересны США как антироссийский плацдарм, а во-вторых,
Собственно, отмирание жанра околополитической клоунады и возвращение к реальности будет определяющим фактором украинской общественной жизни. Это чревато нарастанием пролетарских настроений, маргинализацией т.н. политических элит и формированием новой контрэлиты из числа региональных политиков, околополитических отщепенцев, лидеров неформатных объединений и авантюристов. Единственным положительным эффектом в данной тенденции является шанс зарождения настоящих профсоюзов, которые должны возникнуть в ходе неизбежного противостояния "постсоветский мародерствующий собственник - социально ориентированные наёмные рабочие". Возвращение в суровую политэкономическую реальность, где на повестке будут стоять вопросы выживания, будет, пожалуй, самым заметным вызовом 2010 года.
Государство: либеральный тупик и крах управленческого аппарата
Убеждён: Украина продержалась 18 лет в нынешних границах исключительно благодаря вертикали власти, выстроенной советскими коммунистами в 1930-1950-е годы и доведённой до автоматизма в период т.н. "застоя". Система государственного управления СССР, безусловно, войдёт в историю как одна из наиболее сбалансированных систем и как высокоразвитая бюрократия. Идеология равенства + однопартийная диктатура + быстрые социальные лифты, позволяющие таланту из деревни стать членом политбюро, позволили выстроить систему, которая функционировала, несмотря на антигосударственную деятельность разных периодов - "оттепель" 1950-х, "перестройку" 1980-х и последовавшую за ней неофеодальную постсоветскую раздробленность. А учитывая, что основные инфраструктурные и производственные мощности в СССР всё-таки обновлялись, то становится понятно, что последние двадцать лет мы тихо и бесконфликтно деградировали, исключительно благодаря прочности, заложенной в ходе индустриализации 1930-х и частичной модернизации 1970-х. Мы на самом деле ещё не до конца понимаем истинной цены цивилизационных достижений, доставшихся нам в наследство от советского проекта: горячей воды, централизованного отопления, атомных электростанций и тому подобное.
При этом надо понимать, что управленческая преемственность была нарушена в середине 1990-х годов - когда в структуры государственной власти стали попадать откровенно посторонние люди. Больше всего, безусловно, пострадали муниципалитеты и парламенты: благодаря прямым выборам и прочим либерально-демократическим нововведениям во власть стали попадать не просто некомпетентные люди, а откровенные вредители. И дело вовсе не во вселенском заговоре - просто господствующей идеологией после краха социализма стала либерально-демократическая ценностная матрица со стержневой идеей личного успеха и обогащения. Причём надо понимать, что мы импортировали не совсем ту "либеральную демократию", которой руководствуются непосредственно в США и Великобритании - мы адаптировали облегченный вариант идеологии, адаптированный для колониального освоения территорий. Мы приняли ценности личного обогащения, но не взяли британского права; ввели систему прямых выборов на всех уровнях, не введя ограничений вроде двухпартийности или выборщиков. Мы, как медведь из русской сказки, так и не разобрались, где нужно брать вершки, а где корешки.
Собственно, в конце 1980-х годов, когда заменили основания государственной идеологии, - мы тем самым заложили мину замедленного действия под существующую систему государственной власти. Идея личного обогащения несовместима с идеей сильного государства. Частное лицо неспособно мыслить категориями, выходящими за пределы его физической жизни, а суть государственной власти кроется как раз в её обезличенности. Бюрократ - это не совсем человек. Бюрократ - это государственная функция, частный случай безличного и бесчувственного государства. Армия является государством, доведённым до абсолюта. Именно поэтому в сложные для страны моменты (война, природные катаклизмы, социальные катастрофы) государство так сильно становится похожим на армию, и во главе обычно становятся люди с военным мышлением. Это не значит, что стоит загнать всех в армейские бараки - крах социальных утопий ХХ века тому лучшее подтверждение. Просто надо помнить, что государство - это господство общих целей над частными интересами.
Поэтому идея личного успеха и обогащения, оформленная в идеологию "приватизации", ставшей господствующей идеологией на постсоветском пространстве, целенаправленно уничтожала государственную власть. Человек, попавший в государственную власть, неизменно действовал по следующему алгоритму: получить часть госсобственности в частное владение, затем максимально быстро извлечь сверхприбыль, затем попасть в социальный класс неприкасаемых (в идеале - в парламент) либо эмигрировать на офшорный курорт. Собственно, в этом и заключался весь парадокс экономического "роста", который наблюдался с начала 2000-х годов. По ходу восстановительного роста экономики (связанного отнюдь не с модернизацией, а исключительно с тем, что в начале 1990-х мы слишком глубоко "упали") стала расти инвестиционная привлекательность государственных постов. Все зарабатывали кто где только мог: начальник ЖЭКа - на закрытии несуществующих нарядов, глава областного ГАИ - на сером импорте иномарок, начальник Автодора - на ямочном ремонте дорог, министр сельского хозяйства - на "ножках Буша" и "аргентинской буйволятине".
Одним словом, году к 2003-2004 мы реализовали мечту перестроечных реформаторов: был построен абсолютный административный рынок, где был взвешен и оценен каждый грамм государства. Купить и продать можно было всё что угодно - от должности школьного завуча до поста министра. Причём надо понимать, что покупая государственную должность, ты не совершаешь преступления - это инвестиция. Выборы в данной логике являются инвестиционным аукционом, на котором легитимизируется право получить кусок государства в частную собственность.
Система уничтожения государства выглядит приблизительно так: потратил достаточно денег на выборы - получил много мест в парламенте - создал правящую коалицию - получил квоты в правительстве - приватизировал новый меткомбинат - вывел прибыль в оффшор - вернул часть прибыли на новые выборы - и снова по кругу. Собственно, сформировавшаяся постсоветская модель является возведённым в абсолют британским либерализмом, который для восточноевропейских государств стал главным инструментом демонтажа государства, и, соответственно, потери суверенитета. Обратите внимание: чем быстрее прививался либерализм в государстве - тем быстрее стране удавалась "евроатлантическая" интеграция. Это абсолютно логично - потому что как только будет уничтожено государство, тем более пригодна будет эта территория для освоения и колонизации.
Украина же прошла только половину пути. Государство у нас ещё не разрушено до конца - но по всей вертикали власть пронизана людьми с исключительно либеральной мотивацией и с соответствующими представлениями: что государство не может быть эффективным собственником; что пенсионный фонд - это источник коротких кредитов; что тендерная палата - это естественная монополия; что госзаймы должны спасать частные банки и т.д. и т.п. Пожалуй, только в образовании и отчасти в медицине осталось достаточно много служащих, не рассматривающих демонтаж государства как естественный источник бизнеса. Собственно поэтому в господствующей либеральной идеологии и учитель, и врач - это типичные неудачники, которые в силу своей слабости и неконкурентоспособности оказались на обочине жизни.
Итак, государство ещё живёт. Но управляют государственным аппаратом люди, насквозь пропитанные либеральной идеологией, адаптированной под восточные (колониальные) территории. И эта идеология априори несовместима с государством. И если до экономического кризиса у этих людей ещё была мотивация - потому что государство было источником обогащения, - то теперь, когда в стране с каждым месяцем будет всё меньше и меньше денег, никакого смысла быть госслужащим нет. Поэтому нас ждёт серьезный управленческий коллапс - старую, ещё советскую управленческую школу мы потеряли, а новая либеральная умрёт сама по себе, потеряв внутренний смысл существования. И самое неприятное, что не видно оснований для создания новой управленческой школы - а это значит, что ручное управление в стиле
Внешняя политика: интеграционный вакуум
2010 год в мировой повестке станет вторым годом, когда основные мировые игроки будут искать методы компенсации кризиса. Сегодня уже очевидно, что мировой экономический кризис приведёт к ситуации, когда глобальный финансовый пузырь, надутый за счёт ничем не обеспеченного доллара и виртуальных финансовых спекуляций, громко лопнет. Поэтому на повестке дня стоит не задача преодоления кризиса (что в принципе невозможно, потому что кризис не циклический, а системный), а задача поиска компенсаторных механизмов. Все, кто сегодня находится в здравом уме, пытаются ответить на вопрос: "а как сделать так, чтобы в ходе глобального звездеца остаться в живых и не дай Бог не ввязаться в новую мировую войну, которая неизбежно начнётся?"
Единственным адекватным ответом на мировой кризис может стать создание новых интеграционных объединений - сверхгосударств или федераций государств, в которых будут построены замкнутые производственные, финансовые, социальные, военные системы и которые будут только косвенно завязаны на глобалистские финансовые институты.
Ровно поэтому США так противятся любым альтернативным интеграционным объединениям - потому что участие новых стран и новых рынков в их глобальном проекте позволяет и дальше надувать пузыри и, соответственно, паразитировать на этом. На этих основаниях Штаты старательно выхолащивали и загромождали идею
В нашем, постсоветском, случае спасением должна было стать реинтеграция на постсоветском пространстве - тем более, что с учётом производственных, финансовых и социальных связей нам это намного проще, чем тем же европейцам. Но опять-таки интеграция возможна только в том случае, если конечной целью является построение сверхобъединения государств. К сожалению и на Украине, и в России интеграция стала во многом риторической фальш-панелью для перераспределения активов, рейдерских захватов целых отраслей экономики и так далее. Невозможно ничего реинтегрировать, если не задавать целей по построению сверхгосударства. И уж точно этого невозможно сделать, если точка получения прибыли находится в той стране, где печатают ничем не обеспеченную мировую валюту. Можно создать сколько угодно
Стоит обратить внимание, почему США и Британия так активно мешают странам Старой Европы даже начать обсуждение проекта альтернативного
Робкие попытки России, Белоруссии и Казахстана реинтегрироваться в рамках Таможенного союза - это уже неплохо, хотя по большому счёту этим надо было заниматься сразу после расторжения союзного договора в 1991 году. Мы слишком долго доказывали друг другу ненужные истины и в результате погрузились в самую настоящую смуту. Теперь нам, кроме того, что необходимо как можно скорее запускать интеграционные процессы, так ещё нужно и убеждать в этой необходимости население, которое за 20 лет публичных выяснений "кто кого объедает и кто чей газ/сало/молоко/вино/металл ворует" окончательно дезориентировалось.
В этом смысле Украине и Грузии приходится хуже всего. Мы и наши грузинские братья за последние пять сделали как никто много для того, чтобы наши государства оказались в изоляции. Политика истерической дезинтеграции в обмен на евроатлантические комплименты дала свои плоды - теперь все интеграционные процессы проходят без нас. А на фоне кризиса и с Запада, и с Востока с каждым месяцем будет крепнуть стена, потому что и ЕС, и постсоветские государства будут обречены проводить жёсткую протекционистскую политику, откровенно дискриминационную по отношению к третьим странам.
У Украины очень высок шанс оказаться в изоляции - а это первый шаг к автаркии и молниеносной деградации по латиноамериканскому или даже африканскому сценарию. Не дай Бог ни одной стране повторить судьбу Албании, Боливии или Анголы. Это опасно хотя бы потому что 40-миллионная автаркия с остатками некогда сильнейшей армии мира в центре Европы - это очень опасно. Не менее опасно, чем Югославия середины 1990-х. И зачищать нас в таком случае будут так же, как зачищали Югославию - жёстко, быстро и всем европейским колхозом.
Власть: новый президент и роль личности в истории
В марте на Украине будет новый президент. Кто бы им ни стал - он должен чётко понимать, что на следующий день после инаугурации ему предстоит заниматься антикризисными действиями. Будущего президента на самом деле ждёт историческое испытание, потому что начиная с 2010 года для Украины не будет полутонов - надо будет либо отвечать на вызовы времени, либо стремительно деградировать. Для будущего президента вопрос стоит ребром: либо стать личностью исторического масштаба, либо покинуть свой пост оплёванным и проклинаемым.
Я очень скептически отношусь к управленческим и нравственным качествам нашей элиты и не особо верю, что наши политики способны понимать исторические вызовы, ставить соответствующие цели и идти к ним любой ценой. Но с другой стороны, понимаю, что исторические личности и проекты появлялись как раз в смутное время. Тем более, что на Руси принято пускай и долго запрягать, но зато быстро ездить.
Cемен Уралов - украинский политический эксперт. Статья первоначально написана для проекта "Однако".