Санкт-Петербург, 11 января, 2010, 16:23 — ИА Регнум. 2009 год показал, что родина двух президентов России все дальше отходит от неофициального статуса "культурной столицы" страны. Ведущие вузы сотрясают не научные, а глубоко личные скандалы, замешанные на амбициях и деньгах; ключевые чиновники горадминистрации публично грубят журналистам, да так, что извиняться за них приходится градоначальнице; исторический центр на глазах у всех продолжают разбирать на кирпичики и застраивать многоэтажными офисами и гостиницами, невзирая на возмущение общественности. А сама общественность не гнушается рекламировать в СМИ весьма спорные инвестпроекты и подписываться под явно угодническими открытыми и закрытыми письмами "наверх". И мало кого удивляет фраза, походя брошенная петербургским губернатором - "зачем Петербургу входить в список мирового наследия ЮНЕСКО? Что это дает? Просто бантик на теле города". Как будто назло администрации города, кризис на корню подрубил амбициозные, распиаренные на всю страну инвестпроекты Смольного - и довольно аляповато выглядела в 2009 году экономическая политика "второй столицы": много шума - и почти ничего. Неслучайно, наверное, председатель соответствующего Комитета городской администрации менялся в прошлом году целых четыре раза. Но обо всем по порядку.
Некультурная революция
В 2009 году Санкт-Петербургский госуниверситет (СПБГУ) вместе с Московским госуниверситетом получили особый статус. По новому федеральному закону ректоров там назначает лично президент РФ, финансирование идет по отдельной строке в госбюджете, а сами университеты имеют теперь право разрабатывать собственные стандарты обучения студентов и т.д. Но СПБГУ, кроме статуса, получил и несколько громких скандалов. Сначала было возбуждено уголовное дело в отношении декана медицинского факультета
Сергея Петрова, а перед этим 85 сотрудников медцентра университета написали письмо президенту РФ (выпускнику СПБГУ), в котором заявили, что ректор
Николай Кропачев разваливает медцентр и устраивает административный произвол. Медведев промолчал, а декана вскоре заподозрили в финансовых махинациях.
Чуть позже на ученом совете СПбГУ выступила супруга Петрова - декан факультета журналистики Марина Шишкина, которая обвинила ректора в том же самом, подчеркнув еще начавшиеся кадровые чистки, концентрацию власти "под себя" и т.д. И уже СПБГУ в лице экс-ректора, ныне президента вуза Людмилы Вербицкой, обратился в суд с исковыми заявлениями против Петрова и Шишкиной. А осенью и в отношении декана журфака также было возбуждено уголовное дело и решением суда она отстранена от должности до 16 января. Такие скандалы в альма-матер двух президентов РФ, разумеется, весь год вызывали повышенный интерес и прессы, и чиновников "двух столиц": ведь и ректор не простой, а по совместительству декан юрфака, где эти два президента учились, и опальные супруги-деканы до недавнего времени были с этим ректором в приятельских отношениях, а теперь бьют челом всем подряд "московским петербуржцам" с просьбой разобраться с обидчиком, и ректор хорошо знаком со многими работниками правоохранительных органов и мало ли с какими просьбами может к ним обращаться... Все эти интриги, наверное, увлекательны, но страшно далеки от науки и статуса особого вуза в стране.
Не менее скандально завершился 2009 год в старейшем в России музыкальном вузе - петербургской Консерватории имени Римского-Корсакова. В декабре там состоялись долгожданные выборы ректора, провести которые не удавалось полтора года. Имя скрипача Сергея Стадлера, исполняющего обязанности ректора, было единственным в бюллетене голосования, что и определило итоги выборов. Но поскольку еще летом 2008 года в качестве кандидата в ректоры Сергей Стадлер появился в Консерватории вопреки мнению многих членов коллектива (а вообще-то в Уставе вуза прописаны выборы ректора на конференции трудового коллектива), но по воле учредителя вуза - Министерства культуры РФ, профессура не отказалась от своих взглядов и методично отстаивает их в суде.
Все полтора года преподаватели регулярно оспаривают действия консерватории по организации выборов ректора, и к декабрю - как раз к состоявшимся выборам! - на их сторону встали Городской суд и прокуратура. Что будет дальше с руководством старейшего музыкального вуза России - непонятно, но пока даже выбранный Сергей Стадлер не может считаться ректором: по состоянию на самый конец 2009 года представители Министерства культуры РФ не подписали с ним трудовой договор. А впереди - большой юбилей Консерватории с выделением федеральных денег на празднование. Может, кстати, в них и кроется причина внутреннего конфликта? Точнее, не в них, а том, кто их будет "осваивать"?
В 2009 году получил реальное продолжение и самый спорный инвестпроект в Санкт-Петербурге - строительство "Охта центра", делового района с 400-метровой доминантой - будущим офисом "Газпрома". До недавнего времени не было юридических оснований для возведения "высотки", которая, по утверждению петербургской оппозиции, уже безвозвратно испортит исторические панорамы города, защищенные ЮНЕСКО. Но в 2009 году вся правовая база была сформирована: приняты закон, касающийся охранных зон в Санкт-Петербурге, Правила землепользования и застройки - "Библия строителя", а также разработана система получения разрешения на отклонение от предельно допустимых параметров строительства (процедура была необходима "Газпрому", так как на Охте, в месте предполагаемого размещения небоскреба, нельзя строить здания, выше 100 метров).
В сентябре правительство Валентины Матвиенко выпустило-таки соответствующее постановление и общественно-деловой центр "Охта" получил официальное разрешение на отклонение от правил застройки в этом районе города. Правда, сейчас легитимность постановления оспаривает в суде петербургская оппозиция, но пока суд да дело, чтобы начать строить, "Охта центру" осталось пройти последнюю стадию - Главгосэкспертизу. Проект туда еще не направлен. А лагерь противников проекта, между тем, в 2009 году пополнился высокопоставленными чиновниками - министром культуры РФ, главой Росохранкультуры, и даже главы Госдумы и Совета Федерации РФ дружно и публично выступили против "газпромовской" башни. Министр культуры и вовсе попросил городскую прокуратуру проверить законность всех действий правительства Санкт-Петербурга по выдаче разрешений. Впрочем, как отмечают многие эксперты, окончательное решение вопроса по строительству "Охта центра" находится в руках первых лиц страны, и, возможно, просто станет разменной монетой в предвыборной гонке - 2012.
На этом фоне в Санкт-Петербурге продолжались попытки то "обновить" знаменитый дом Дельвига или дачу Гаусвальда, то снова устроить каток на Дворцовой площади, против которого буквально костьми лег директор Эрмитажа, то объяснить общественности, что на площади Восстания "не так уж и выпирают вновь отстроенные здания", при том, что всяк туда приходящий может наблюдать торчащие над старыми домами модерновые гостиницы и пр. Достаточно просто хорошо покрутить головой, стоя на перекрестке.
Конечно, в 2009 году в культурной жизни Петербурга были яркие театральные и мультикультурные фестивали, премьеры новых фильмов, открытия удивительных выставок, но было и фактическое закрытие Пятого канала как продолжателя дела Ленинградского телевидения, и странная "гулянка" на Авроре - корабле ВМФ России - с присутствием губернатора города и министров, и перечеркивание руками депутатов Законодательного собрания 104 скверов на карте города, и прочие - увы - не самые культурные истории.
Экономические прожекты
Со столичным размахом пытаются вести себя власти Санкт-Петербурга и в экономике. Уж если продавать "хрущевки", так глобально, сразу 22 квартала, как это случилось прямо под занавес года 30 декабря на аукционе, и под обещание построить 8,5 млн. кв. метров жилья - чтобы вся Россия заговорила! Так же масштабно заявлял о себе в начале 2009 года олигарх
Олег Дерипаска, когда выяснилось, что он является крупнейшим девелопером в городе. А в конце года чиновники старались вообще эту фамилию не упоминать, так как из нескольких заявленных проектов на пару миллиардов долларов более менее "живым" остался только один! Ничего не осталось и от мечты петербургской градоначальницы и московского бизнесмена
Шалвы Чигиринского реконструировать остров "
Новая Голландия" в центре города - и мечты, и все договоренности, также как и проекты Дерипаски, похоронил кризис. Временно или навсегда - покажет время.
А самым крупным девелопером, по итогам 2009 года, в Санкт-Петербурге оказалось государство. Например, структуры госбанка ВТБ участвуют и в превращении аэропорта Пулково в международный хаб, и в строительстве "Набережной Европы" на Петроградке, и в строительстве нового офиса городской администрации (проект "Невская ратуша"). К тому же именно в государственную стройку превратилось возведение Западного скоростного диаметра - деньги давали федеральный и городской бюджеты, хотя разрекламирована стройка была пару лет назад как первое большое концессионное соглашение в России. На федеральные деньги строились в 2009 году и КАД, и дамба, и вторая сцена Мариинского театра... Словом, амбициозные проекты Смольного на поверку к концу 2009 года оказались "простыми советскими стройками". Потребителю, конечно, все равно - лишь бы строили, но зачем же было так громко рекламировать активную и успешную работу с крупным бизнесом в Петербурге? Если единственным реализованным проектом в рамках государственно-частного партнерства оказался новый морской вокзал на Васильевском острове, к которому в этом сезоне уже активно подходили большие круизные лайнеры...
Любопытно, что в ушедшем году в Санкт-Петербурге упорно пытался выжить малый и средний бизнес, который боролся за существование со всеми - с городскими и местными властями, с сетевыми магазинами, с федеральными законами... Поводом для самого громкого скандала послужило решение администрации Валентины Матвиенко просто снести Хасанский рынок в Красногвардейском районе города после ряда неудачных попыток продать эту территорию инвестору. Как заявила губернатор города, власти не потерпят у себя "черкизона", и собственными силами построят на месте Хасанского рынка новый торговый комплекс. Предполагается, что бульдозеры приедут на рынок 15 января и торговая деятельность там прекратится до конца года, пока не будет построен новый рынок. По словам же самих предпринимателей, рынок был оптимальным местом для ведения малого бизнеса, а арендная плата составляла в среднем 12 тысяч рублей в месяц!
Владельцы комплекса также подчеркивают, что власти отказываются продлевать договор аренды с мелким бизнесом потому, что хотят использовать эту территорию для реализации очередного амбициозного инвестпроекта. Разумеется, недовольные представители малого бизнеса Санкт-Петербурга ездили в Москву, где попытались заручиться поддержкой премьер-министра Владимира Путина. В начале октября около 200 "малых бизнесменов" (предприниматели с Хасанского рынка, владельцы торговых павильонов у метро "Старая деревня" и "Академическая") провели "сидячую" забастовку около здания правительства в российской столице. Но "маленькие" ничего не добились, и Петербург по сей день остается "столицей сетей". По оценке Федеральной антимонопольной службы, в 2008 году в Санкт-Петербурге доля проникновения торговых сетей составляла около 80% во всем обороте торговли. По данным комитета экономики администрации Санкт-Петербурга, в 2006-2007 годах в городе открывалось по 1.100 магазинов ежегодно, большинство из них - сетевые.
"Город европейских стандартов"
Перед выборами губернатора в 2003 году и в первые годы работы Валентина Матвиенко и ее помощники упорно внушали горожанам, что Санкт-Петербург должен стать "городом европейских стандартов". Наверное, прежде всего это касается уровня жизни? Так вот минимальная зарплата петербуржцев составляла в 2009 году 6.200 рублей. "В 2010 году она должна дорасти хотя бы до 7 тыс. рублей", - считает глава Федерации Профсоюзов Санкт-Петербурга
Владимир Дербин. Тем не менее, впервые в уходящем году в ходе традиционного ежегодного продления социальных обязательств между городскими властями, профсоюзами и работодателями не было подписано соглашение о минимальной зарплате на 2010 год. А потребительские цены растут: по данным
Росстата, за одиннадцать месяцев 2009 года цены выросли в Санкт-Петербурге на 8 процентов.
При этом городские власти подчеркивают, что на рынке труда в Санкт-Петербурге наблюдается стабильность, несвойственная остальной России. Уровень регистрируемой безработицы составляет 1,04%. Об этом заявил журналистам глава комитета по занятости Павел Панкратов. Сейчас в базе данных служб занятости города насчитывается 28 тыс. человек, официально признанных безработными, а в банке вакансий - около 50 тыс. рабочих мест. Самым страшным месяцем в Санкт-Петербурге был апрель, когда на 30 тысяч зарегистрированных безработных было лишь 35 тысяч вакансий. Неслучайно именно в 2009 году в Санкт-Петербурге расширилось профсоюзное движение. Погоду тут задают работники автомобильных заводов - кстати, еще один амбициозный проект Смольного, сильно накренившийся из-за кризиса. Заводы должны были стать локомотивом развития экономики города, но без наличия рядом с ними соответствующих НИИ, ПТУ, лабораторий и прочих составляющих подлинного кластера, автозаводы оказались просто "сборочными производствами" - такими же как многим заводы в любом городе России.
Зато более менее регулярно и стабильно получали зарплату бюджетники. Может быть потому, что финансово-бюджетный блок в Смольном уже 7 лет курирует бывший комсомольский деятель, а затем банкир Михаил Осеевский. Его влияние в Смольном сильно возросло после назначения в декабре его хорошего знакомого Евгения Елина председателем Комитета по экономической политике администрации города. Конечно, это влияние не больше, чем у главы администрации губернатора Александра Вахмистрова, который официально курирует и кадровую политику, и, соответственно, отвечает за многочисленную смену глав районов в этом году. Между тем, именно господину Осеевскому удалось сначала лихо сократить на 100 млрд рублей доходную часть горбюджета, а потом свести бюджет чуть ли не к профициту: по крайней мере за две недели до конца года вице-губернатор Осеевский публично отчитался, что по доходам бюджет исполнен и зарплаты бюджетникам выплачиваются в срок.
Кстати, "передел власти" в Смольном произошел в начале 2009 года, и было это на редкость тихо: на пенсию ушел многоопытный вице-губернатор и правая рука Валентины Матвиенко Виктор Лобко, его кресло главы администрации губернатора занял "строительный" вице-губернатор Александр Вахмистров, а Михаил Осеевский, по словам многих, воспользовался ситуацией и усилил свое влияние.
.... 2009 год закончился в Санкт-Петербурге небывалым снегопадом и небывалыми заносами на улицах города. Старожилы, чертыхаясь, шагали через сугробы и вспоминали блокаду, утверждая, что так не убрано на улицах было только в те страшные годы. А гости и "понаехавшие" жители, родившиеся не здесь, тоже тонули в сугробах и удивлялись, чем Петербург отличается от любого заштатного города России, точно так же занесенного снегом, но не на берегах Невы. Дополняли картину ярко-синие фонарики на строгих Ростральных колоннах и развеселые желто-зеленые гирлянды на некогда чопорном Невском проспекте. Гламурно и провинциально.