Станислав Тарасов: Создадут ли Москва и Анкара "общий союз"?
12 января 2010 года по приглашению главы российского правительства
Действительно, отношения между Турцией и Россией характеризуются позитивной динамикой, как в области торгово-экономического, так и политического сотрудничества. Они еще более укрепились после визита в Анкару Владимира Путина. Тогда были подписаны исторические соглашения о широкомасштабном сотрудничестве в сфере энергетики. Вслед за этим Турция выдала санкцию на проведение изыскательных работ в своей приграничной зоне в связи с проектом газопровода "Южный поток". Сейчас стороны готовят новые совместные проекты, в частности, по строительству нефтеперерабатывающего завода и совместного сбыта нефтепродуктов в третьих странах.
Что же касается политического диалога между Москвой и Анкарой, то он имеет высокое двустороннее и международное качество. Прежде всего, две страны, выступая на разных международных политических площадках, не действуют во вред друг другу, а возникающие проблемы решают путём диалога. Отметим также и то, что Москва приветствовала процесс нормализации отношений между Турцией и Арменией, но не вмешивалась в него, предоставляя Анкаре, Еревану и Баку самим определиться с подходами. Делалось это потому, что как для Турции Россия, так и для России Турция являются тем вектором в их внешней политике, который не завязан на проблемы третьих стран. Понятно - почему. Для России - как входящая в
В то же время необходимо отметить, что Анкара, и в особенности в последнее время Баку, стали более тяготеть к России в силу геополитического прессинга, который предпринимается в их адрес со стороны США и ЕС, особенно в связи с перспективами карабахского урегулирования. Не случайно президент Турции
Кстати, турецкая сторона уже проработала свою позицию на этом направлении. На днях глава МИД Турции Ахмет Давутоглу ее охарактеризовал следующим образом: "Параллельное рассмотрение вопросов нормализации отношений между Турцией и Арменией и восстановления территориальной целостности Азербайджана, чтобы обеспечить мир в регионе". Речь идет о реанимации того самого механизма карабахского урегулирования, который предусматривал одновременную ратификацию цюрихских протоколов (об установлении дипотношений между Анкарой и Ереваном) и осуществление обновленных мадридских принципов (о начале освобождение азербайджанских районов с определением в дальнейшем статуса Карабаха). То есть Турция будет пытаться сразу решить проблемы стратегического и тактического свойства.
Во-первых, перевести процесс карабахского урегулирования под патронаж России. Во-вторых, нейтрализовать действия армянского лобби в США, нацеленного на принятие американским конгрессом в апреле резолюции по Геноциду. В-третьих, учитывая расширяющееся сотрудничество между Москвой и Баку в энергетической сфере, выдвинуть идею создания энергетического союза Москва - Баку - Анкара с открытыми границами между странами. В-четвертых, получить возможность дистанцироваться от "жесткой привязки" своей политики в регионе к интересам Баку, и перейти к более активному политико-дипломатическому маневрированию не только в Закавказье, но и на Ближнем Востоке. На этом направлении у России и Турции вырисовывается целый комплекс возможных взаимных интересов. Но начинать необходимо все же с активизации переговорного процесса по Карабаху.
Правда, как открывает азербайджанский политолог Мубариз Ахмедоглу, Баку пока усматривает так называемое "поэтапное урегулирование карабахского конфликта" в следующей схеме: Армения начинает освобождение 7 районов Азербайджана по системе 5+2 и только затем вступают в силу цюрихское протоколы.
Анкара же не исключает параллельного процесса: освобождение районов Азербайджана должно символизироваться установлением дипломатических отношений между Турцией и Арменией. По большому счету эти схемы не противоречат друг другу. Но их практическая реализация будет во многом зависеть от уровня политического доверия конфликтующих сторон друг к другу, или же соответствующих гарантий таких стран, которым стороны абсолютно доверяют. В этом смысле на основе формулы "Турция со стороны Азербайджана, Россия со стороны Армении плюс политическое доверие друг к другу Москвы и Анкары" - может появиться реальный шанс урегулировать конфликт с учетом интересов всех сторон, в том числе и Карабаха.
Главное - политическая воля сторон и ощущение того, что на Большом Ближнем Востоке наступает период огромных геополитических переделов, когда проблему Карабаха решить обычными политико-дипломатическими средствами будет уже невозможно. И наконец: является ли сегодня Турция для Азербайджана действительно абсолютно доверительным партнёром, готова ли Армения сегодня абсолютно доверять России?