Владимир Казимиров: Кто за стрельбу и бомбёжки? Под гимны верховенству международного права
Рад, что статьи мои про речи президента Азербайджана
Его соотечественникам знать о моих статьях не велено. СМИ в Баку, отражающие отовсюду любой чих по Карабаху, их "не заметили". Там даже завзятые мои оппоненты поперхнулись и смолчали. А в Москве опытные люди усомнились в авторстве Байрамова. Один узрел почерк посла
Но пора к сути дела. Буду считать, что это "Байрамов" отрицает склонность Баку к решению нагорно-карабахского конфликта силой. По нему, военная "альтернатива" вызвана будто лишь пробуксовкой мирного урегулирования целых 17 лет. Да, срок не мал, но конфликты и войны пожирают годы, а их последствия терзают народы десятилетиями. Правителям лучше думать об этом заранее, чем задним числом.
Все за скорейшее и прочное разрешение конфликтов, но опыт весомей иллюзий: доказано, что время - очень важный фактор. Многие застарелые конфликты (Ближний Восток, Кашмир, Кипр, Тайвань) поныне далеки от решения, но только официальный Баку разбрасывает столько угроз возобновить войну. В этом он - чемпион Европы, а то и мира.
Пущен в ход такой довод: соглашение о прекращении огня - ещё не мирный договор. "Утешают" тем, что война не будет новой, а лишь продолжением прежней, ещё не оконченной войны (нет мирного договора и у нас с Японией, но никому не взбрело в голову продолжить войну как "неоконченную"). Что же стоит за этим: сила права или право силы? Зачем в Баку взбадривают себя тем, что сильнее Армении в военном плане? Ставку на силу там то выпячивают, то стыдливо прячут, но всё равно она торчит торчком.
Какое значение для Байрамова и его вдохновителей имеют такие мелочи, как то, что прекращение огня подписано в мае 1994 г. с прямым участием
Это как раз в духе предшественников. Те то уходили от прекращения военных действий в 1991-1994 гг., то прекращали огонь ради передышки или перегруппировки сил, то не раз срывали его прекращение. А итог - оккупация семи районов вокруг НК и стенания Баку, рядящегося в жертву агрессии. Его руководство ещё так и не извлекло уроков из тех ошибок, ибо не может идти дальше критики промахов Эльчибея.
Укоряют меня в попытках оправдать оккупацию, хоть и частично. Нужны ли они мне? В ходе войны в Карабахе МИД России осуждал захваты и расползание военных действий. Кто ещё оспорил в Армении и в НК слова "освобождённые территории"? И встретил понимание
Обвинения в оправдании оккупации - не более чем попытка смазать объективные причинно-следственные связи. Баку норовит свести всё к агрессивности армян, скрыв просчёты своего руководства, которое упорно уповало на силу, помогая тем расползанию оккупации. Агдам, Физули, Кубатлы, Джебраил и Зангелан, то есть 5 районов из 7 пали уже после резолюций СБ ООН, требовавших прекращения военных действий. Как раз Баку положил начало срыву выполнения 4 резолюций. В итоге сорвана не только дезоккупация, но и все другие требования. Кроме прекращения военных действий. Но лишь спустя год (что такое год войны - всем понятно!). И не полностью (прекращены только боевые действия, а не военные). А тем более не враждебные, например, блокады.
Автор деланно удивляется, что Азербайджан обвиняют в неисполнении взятых обязательств. Что-то уже показано выше. Добавим ещё срыв выполнения официального соглашения об укреплении режима прекращения огня от 4 февраля 1995 г. Его одобрил сам Гейдар Алиев, но Баку делает вид, будто ничего и не было, много лет не реагирует ни на предложения Еревана и Степанакерта вернуться к его соблюдению, ни на напоминания посредников. Срыв этого соглашения в Баку неоспорим, но там это военная тайна, табу.
Из года в год, изо дня в день Минобороны АР даёт сводки о нарушении армянами прекращения огня в разных местах, симулируя озабоченность инцидентами. Но почему же не предлагает противоядий? Была лишь гипотеза, что инциденты выгодны Баку для нагнетания напряженности, но его отказ отвести снайперов с передовых позиций сделал это уже полной явью. Ведь в соглашениях о прекращении огня и укреплении его режима нет никаких изъятий для снайперов, но кому-то опять же больно хочется пострелять!
Кое-кто в Азербайджане рассуждает так: армяне силой захватили территории вокруг НК, что, мол, уже само по себе позволяет вернуть их тоже силой. Примитивно и опрометчиво! Конечно, жаль всех, кому война принесла гибель, ранения, разлуку с родным домом или иные беды, но это уже свершилось, жертв не вернуть. Возобновление же военных действий потребует новых и немалых потерь, которых пока нет и можно избежать. Так что разница весьма существенная! Прошедшие годы обязывают правителей умнеть и изыскивать иные средства разрешения спорных проблем. Если верить Байрамову, и Азербайджан, и весь мир уже иные, чем в 90-е годы.
2-му секретарю неведома трехсторонняя конфигурация конфликта, но кандидату политических наук негоже изображать Митрофанушку. С какой стати Баку подписывал документы со Степанакертом, если НК не сторона конфликта? Их фотокопии уже опубликованы, давно у него на руках. При всей полезности прямого диалога и важности встреч президентов поздновато им определять конфигурацию конфликта. Это уже сделали сама жизнь, ход военных действий, саммит ОБСЕ в Будапеште, а также вытекающие из его решения документы. Мандат сопредседателей Минской группы ОБСЕ поручил им провести переговоры сторон конфликта, а не двух общепризнанных государств.
Удаление НК от стола переговоров, угрозы, гонка вооружений, инциденты осложняют и затягивают урегулирование конфликта. Баку с учётом армяно-турецких протоколов стал рьяно ратовать за его скорейшее разрешение, а совсем недавно держался иначе, похваляясь тем, что время работает на него. Стремление свалить вину за затяжку на противную сторону присуще всем, но в Баку нередко обвиняют и посредников, не оказывающих, мол, давления на армян. Однако давления на стороны в их мандате и нет.
Курьёзно рвение Байрамова разъяснить мандат первому сопредседателю МГ от России - автору его проекта. Излагая суть мандата, он "упускает" три важнейших слова ("способствовать разрешению конфликта без применения силы"). Нечаянно? Не замечает там и самого первого наказа сопредседателям - укреплять режим прекращения огня. Неужто опять промашка?
Чуть ли не в каждом абзаце он сорит словесами о принципах или нормах международного права, но в самом общем виде. Только наивных можно убедить этим в приверженности им. Они достойны того, чтобы говорить о них конкретнее, предметнее, а не вообще. Упомянутые дела и даже отброшенные им слова красноречивее общих фраз.
Любопытно, как он видит компромисс между сторонами. За него выдаётся готовность получать всё не сразу, а в рассрочку. Однако ни слова о том, что и как получат противостоящие стороны. Характерны и провокационные выпады против армян и Армении, чтобы втянуть оппонента в поправки и тем самым в роль адвоката тех сторон. Например, не охваченные в ДОВСЕ вооружения в НК сразу напомнят вам превышение Азербайджаном своих квот и их недобор Арменией. А вот тогда вы уже адвокат армян.
Не у лучших журналистов молодой дипломат заимствует стилистику, множество трафаретов и штампов, даже не подкрепляя их доказательствами и примерами ("больше вопросов, чем ответов", "явная подтасовка понятий и фактов", "искажение реальной картины вещей", "средняя температура по больнице", "грубо искажена суть конфликта").
Но что с него спрашивать - вернёмся к главному герою.
Выступая с угрозами, он обязан понимать, что самолично, как глава государства, вопиюще нарушает второй принцип Хельсинкского заключительного акта. Толкуют его угрозы по-разному: одни видят в них запугивание оппонента по переговорам, другие - шантаж посредников, да и всего международного сообщества, третьи - то обман, то гипноз своего собственного народа, а кто-то и всё это вместе взятое.
Но как бы то ни было, всё это идёт вразрез с одним из ключевых принципов ОБСЕ. Цитирую: "Никакие соображения не могут использоваться для того, чтобы обосновать обращение к угрозе силой или к её применению в нарушение этого принципа". В отличие от других дел тут нет предмета для переговоров или объяснений - настолько всё однозначно. Стороны могут решать свои споры, как им будет угодно договориться, но угрозы силой, а тем более её применение должны быть полностью исключены.
А ОБСЕ должна реагировать, если ей дороги её принципы. Сразу становится в этом деликатным положение нового председателя ОБСЕ - Казахстана. А в сентябре 1991 г. в Железноводске президенты России и Казахстана первыми начали посредничать в нагорно-карабахском конфликте.
* * *
Казимиров В.Н., посол в отставке, первый заместитель председателя Ассоциации российских дипломатов. В 1992-1996 гг. глава посреднической миссии России, полномочный представитель президента РФ по Нагорному Карабаху, участник и сопредседатель Минской группы ОБСЕ от России.