"В Румынии возродилась русофобия": обзор СМИ Румынии
Новое правительство: "Бэсеску физически не в состоянии проводить внешнюю политику без помощи румынской дипломатии". Власть: "Полнота власти, которой добился Бэсеску, насколько даёт шанс, настолько и представляет угрозу". Русофобия: "Большой опасностью для Румынии являются не русские или венгры, а сами румыны". 20-летие антикоммунистической революции: "Через 20 лет после кровавой революции Румыния оказалась там, куда стремились герои декабря 89-го".
Новое правительство: "Бэсеску физически не в состоянии проводить внешнюю политику без помощи румынской дипломатии"
Выдвигая
1. Он никогда не конфликтует и не противоречит президенту. Он соглашается на всё, повторяет президентские идеи, выражения. Были случаи, когда на заседании правительства с участием президента, Бок даже рта не раскрывал, доставляя Бэсеску удовольствие устанавливать правительству приоритеты деятельности.
2. Он хороший исполнитель. Когда Бэсеску хотел принятия гражданского и уголовного кодексов, закона об образовании, так и происходило.
3. Он лишён собственной инициативы. Все реформаторские законы, которыми хвалится Бок, были приняты по требованию либо
4. Он способен на опасную демагогию. Если ему поверить, то оказывается "парламент является антинародным, поскольку отправил в отставку боровшееся за справедливость правительство".
5. При его руководстве президентская Либерально-демократическая партия стала монолитной организацией, в которой исчезли все отклонения от официального курса. С кем ни поговоришь из её членов, - все как один озвучивают одни вещи. Имея такие качества, Эмиль Бок будет идеальным премьером для Бэсеску, подводит итог Gandul.
Назначение посла Румынии в Париже
Теодора Баконски, который, кстати, родом из Бессарабии, нельзя назвать политиком, продолжает Ziua. Он дипломат. Но будучи значимой личностью в румынской публичной жизни, он не может быть отнесён и к категории "технократов". Таким образом, он окажется как раз на своём месте. Кроме того,
Никого из румынских военных так не награждали в мирное время, как предложенного на пост министра обороны
Если бы у Бэсеску было хоть какое-то уважение к союзникам по
Власть: "Полнота власти, которой добился Бэсеску, насколько даёт шанс, настолько и представляет угрозу"
Национальное примирение, политическая стабильность, компетентное правительство, - уже через 48 часов после утверждения Конституционным судом результатов выборов, все эти обещания свежеиспеченного президента оказались пустыми словами пишет Cronica romana. Бэсеску не намерен меняться. Он не думал об этом и секунды. Он исключает для себя любой вариант передачи из своих рук управленческих рычагов. Он не станет, как обещал, "президентом всех румын", а продолжит превращать Румынию в шахматную доску своих политических интересов. Назначение премьер-министром Эмиля Бока, - того самого Бока, который целый год демонстрировал управленческую бездарность и которого два месяца назад парламент отправил в отставку, не удивляет. Бэсеску нужен в правительстве человек, которому можно доверять (читай: управлять). Кого сейчас волнует, что хрупкое парламентское большинство сформировано благодаря "независимым" депутатам, бессовестно предавшим свои партии, и перепрыгнувшим в лодку к новой власти. Прошедшие накануне формирования правительства политические консультации в президентском дворце были лишь имитацией соблюдения конституционных норм. В действительности каждый из политических лагерей остался на непримиримых позициях. Румынии предстоит очень тяжёлый год, полный экономических трудностей и социального недовольства.
Нынешний политический класс, кажется, не в состоянии осознать драму, которую переживают миллионы румын, продолжает Cronica romana. Неудержимое тщеславие, личные амбиции, шкурные интересы, безответственность и некомпетентность - этим народные избранники отвечают на кризис. В то же время, Бэсеску даёт "ценные указания" парламенту, который с каждым днём чувствует всё большую антипатию к президенту. Рано или поздно оппозиция ответит. Она не потерпит, чтобы ей устанавливали точные сроки вплоть до даты, когда ей нужно утвердить бюджет. На это же ставит со своей стороны и президент. Ему выгодна систематическая демонизация парламента и правительства. Новое правительство Бока с треском провалится и на этот раз. Через несколько месяцев экономическая ситуация усугубится до тревожных пределов. Существует риск, что Румыния станет неплатёжеспособной. В этих условиях президент перенесёт всю ответственность на "безответственный" парламент, который откажется голосовать за предлагаемые правительством проекты. В итоге, правительство будет преподноситься в качестве "героев", а оппозиция - жадными до привилегий спекулянтами и коррупционерами, которые не подчинились национальному интересу и предали интересы миллионов румын. Примерно так будут говорить Бэсеску, Бок и вся их пропагандистская машина.
С другой стороны, побеждённый лагерь пытается собрать свои ряды, пишет Cronica romana. Оппозиция понимает, что для неё наступают чёрные дни. Социал-демократы не простят
На сегодняшний день президент Траян Бэсеску добился полной власти, пишет Ziare.com. О таком правительстве, которое было утверждено 23 декабря, президент мог только мечтать: правый кабинет с доминирующей лояльной Либерально-демократической партией и союзником в лице Демократического союза венгров, слишком маленького, чтобы создавать серьёзные проблемы. И, конечно же, сам премьер-министр Бок, ближайший союзник Бэсеску и, пожалуй, единственный человек, в котором глава государства может быть уверен, что он не предаст.
У Бэсеску есть парламентское большинство, которое, как показала процедура утверждения правительства, ещё шире, чем мог рассчитывать президент, продолжает Ziare.com. Почти 40 дополнительных голосов в пользу правительства, на которые не рассчитывала президентская команда, продемонстрировали существующую "миграцию" депутатов из фракций национал-либералов и социал-демократов, которая скорее всего укрепит пропрезидентское парламентское большинство.
Соперники Бэсеску оказались поверженными, пишет Ziare.com. Джоанэ уже не в состоянии контролировать даже собственную партию. Несмотря на его заявления о бойкоте правительства Бока, на парламентских слушаниях и на утверждении правительства, многие социал-демократы поддержали новых министров. Для лидера национал-либералов
Президент достиг своей самой большой победы, и цель, которую он определил на ближайшее время, является, поистине исторической, - модернизация государства на всех его уровнях, продолжает Ziare.com. Однако, полнота власти, которой добился Бэсеску, насколько даёт шанс, настолько и представляет угрозу. Помимо триумфа, президент должен чувствовать и огромную ответственность за свою власть. Доминируя в парламенте и правительстве, либерал-демократы и Бэсеску должны максимально проявить свой реформистский дух, правую идеологию и честность. Всё в их руках, и больше не существует соперников, которыми можно было бы оправдать свои неудачи и полумеры. Президент со своей партией переживают момент истины. Если Бэсеску не использует в полной мере завоёванную власть, он может нанести неизмеримый ущерб Румынии. Он может скомпрометировать само понятие модернизации, правой идеологии, да и демократии как таковой, подводит итог издание.
Русофобия: "Большой опасностью для Румынии являются не русские или венгры, а сами румыны"
В Румынии возродилась русофобия, пишет Cotidianul. Русофобия - это старая болезнь. Она подтолкнула Румынское королевство к безумному союзу во время
Те неуравновешенные, что пишут на заборах "Бессарабия - румынская земля!", неловко напоминающее национализм "Крови и почвы", оказались в восторге от президентской русофобии, продолжает Cotidianul. Однако, следуя такому пути, Румыния только пачкается илом несчастного прошлого. То, что было когда-то, больше не имеет значения. Как мы не позволяем венграм кричать "Трансильвания - венгерская земля!", точно также мы не имеем права говорить в отношении Бессарабии.
Тот факт, что мы считаем естественным осуждать венгров за ирредентизм и, вместе с тем, позволяем себе мечты о "Великой Румынии", говорит о том, что мы являемся жертвами страшной моральной патологии: мы просто не способны здраво рассуждать о проблемах национальных меньшинств, пишет Cotidianul. Когда Бэсеску вдруг входит в роль защитника страны от русских, он просто повторяет глупости Чаушеску. У обоих была одна цель - националистической риторикой навязать мысль "без меня вас съедят русские".
"Русская угроза" - это такая страшилка, которая должна собрать всех вокруг пастыря Траяна, продолжает Cotidianul. Но правда состоит в том, что не Россия нам угрожает. Не русские воровали последние 20 лет наши государственные деньги и не они разрушили нашу экономику. Не русские развязали ежедневные убийства на наших дорогах. Большой опасностью для Румынии являются не русские или венгры, а сами румыны. И имперские мечты о "Великой Румынии" в Европе 21 века являются чистым безумием. Россия является для нас крайне важным экономическим партнёром. Усиливая вражду с ней, мы только останемся в проигрыше. Будущее необходимо мыслить на основе принципов рационального сотрудничества, а не упрёков или реванша.
20-летие антикоммунистической революции: "Через 20 лет после кровавой революции Румыния оказалась там, куда стремились герои декабря 89-го"
В эти дни в Румынии отмечают 20-ю годовщину волнений/революции/государственного переворота 1989 года, приведших к свержению коммунистического режима, пишет HotNews. Мы намеренно использовали несколько толкований, поскольку те события занимают важное место в истории нашей страны и, несмотря на прошедшие с тех пор два десятка лет, вопрос о том, что же действительно произошло в Румынии 1989-го, до сих пор остаётся открытым.
Празднование румынской революции отмечается сегодня по-разному: от пафосных, но бесполезных и пустых обсуждений и круглых столов до политических споров о том, что "коммунисты и спецслужбы остались у власти", продолжает HotNews. Многие придерживаются и нейтрального, если не безразличного отношения. И всё-таки вопрос о том, как нам следует относиться к тому времени, какие следы оставил в нашей коллективной памяти декабрь 1989-го, остается открытым.
После бессонной ночи с 21 на 22 декабря 1989 года Румыния ощутила, наконец, воздух свободы, которого жаждала 45 лет, пишет Ziare.com. Уже в самые ранние часы того дня все улицы Бухареста и других крупных городов страны были заполнены тысячами людей, которые скандировали хором "Долой Чаушеску!", "Долой коммунизм!", "Свобода!". Хотя само восстание началось несколько ранее, впервые вызов был брошен непосредственно в адрес Чаушеску именно в эти дни. Поэтому 22 декабря 1989 года осталось в истории как день румынской революции.
21 декабря Коммунистическая партия Румынии собрала в Бухаресте митинг рабочих в поддержку своего лидера
22 декабря сотни тысяч рабочих бухарестских заводов не вышли на работу и присоединились к протестам против режима Чаушеску, пишет Ziare.com. Подобные манифестации начали проводиться всё в новых и новых городах. На своём заседании, - как оказалось, последнем, - ЦК Компартии Румынии решил объявить во всей стране чрезвычайное положение. В ходе того же заседания Чаушеску обрушился с резкой критикой на генерала Милю, обвиняя его в мягкости и трусости при подавлении беспорядков в Тимишоаре и столице. Всего через несколько часов после того разговора стало известно, что генерал Миля покончил с собой.
22 числа протестанты вновь собрались перед зданием ЦК, на этот раз уже по собственной инициативе, продолжает Ziare.com. Николай Чаушеску рискнул вновь успокоить разгневанную толпу, однако был освистан ещё сильнее, чем на митинге накануне. Через несколько часов после этого эпизода семья Чаушеску решает покинуть Бухарест на вертолёте. Когда летательный аппарат подбирал семью диктатора с крыши здания Компартии, манифестанты засчитали свою первую победу против тоталитарного режима. После этого по приказу генерала Виктора Стэнкулеску, пришедшему на смену Миле после его самоубийства, румынская армия прекратила насильственные действия против революционеров и перешла на сторону граждан. Несмотря на это, группа вооружённых людей, названных тогда "террористами" продолжили вооружённые действия против революционеров. Кем они были, кому они подчинялись, и какие цели преследовали, до сих пор до конца не выяснено.
Сразу же после бегства Чаушеску протестанты заняли здание ЦК партии, а после этого и здание государственного телевидения, пишет Ziare.com. Около 13:00 группа революционеров, занявших телевидение обратилась в прямом эфире к румынской нации. Среди тех, кто навсегда остался причастным к рождению и осуществлению румынской революции, можно назвать такие имена как
Румыны имели честь наблюдать за собственной революцией в телевизионном эфире, пишет Vox publica. Это был уникальный случай в истории всех революций. В те сумасшедшие дни 21, 22 и 23 декабря 1989-го можно было выйти из дома, пойти в центр Бухареста, а вечером, по возвращении в квартиру наблюдать пережитые за день события по телевизору. Многие тогда так и практиковали этот "спорт".
В те дни румыны стали одержимы телевизором, продолжает Vox publica. Одни его смотрели, другие позировали перед камерами. С этого всё и началось. Некоторым это настолько понравилось, что они и сегодня продолжают свои голливудские представления. Только место их действия сегодня не улицы, осаждаемые террористами, а здания парламента, правительства, партийные офисы и, опять же, студии телеканалов.
В 20-ю годовщину революции румынские СМИ уделяют событиям 1989-го особенно много внимания, пишет Vox publica. Уже были выдвинуты всевозможные гипотезы, историки рассказали и объяснили нам все факты, на телевидении побывали все "звёзды" того времени. Кто-то говорит, что революция была украдена иностранными шпионами и предателями. Другие уверены, что это была вовсе не революция, а извращенная мистификация. А если и произошла настоящая революция, то она была присвоена впоследствии бывшими коммунистическими функционерами, - считают третьи. Возможно, все теории отчасти верны, но ни одна из них не даёт полного представления о нашем 1989 годе.
Помимо теорий заговоров и версий об "украденной" революции, мы должны сохранить нечто такое, что ни тогда, ни в будущем никто не сможет у нас отнять, продолжает Vox publica. Нечто, о чём все те, кто переживал те события, будучи у экрана телевизора, на улицах или даже в ЦК Компартии, будучи студентами, коммунистами или узниками тоталитарных тюрем, не должны забывать. Мы ни на секунду не должны забывать о том, что мы тогда узнали - о том, что МОЖНО. Можно говорить "нет", можно выступать против кого угодно. С тех пор мы знаем, что если мы с "ними" не согласны, мы можем их критиковать, ругать, свергать. И если даже это нам не удаётся, мы знаем, что можем хотя бы попытаться это сделать. Пафосно, конечно, и вызывает ухмылку. Но есть такие моменты, когда самые важные в жизни вещи становятся пафосными. Даже свобода, которой мы добились в 89-м, не превосходит по важности чувства внутренней уверенности в возможности вершить перемены. И если у нас 20 лет назад действительно украли революцию, то вера в возможность что-то (или даже всё) изменить у нас осталась, подводит итог издание.
События декабря 1989-го года, а точнее их культурное, человеческое и институциональное влияние на последующее развитие Румынии являются крайне показательными, пишет Cotidianul. Все те манифестации и контрманифестации, осуждение коммунизма, демонтаж однопартийной системы и формирование коалиционного правительства, - всё это превращало Румынию с каждым новым электоральным циклом во всё более демократичное государство.
Международные условия благоприятствовали Румынии, продолжает Cotidianul. Европейский союз и НАТО под давлением мирового развития согласились на присоединение к ним нашей страны. Сегодня, через 20 лет после кровавой революции Румыния оказалась, по сути, там, куда стремились отдавшие свои жизни за свободу герои декабря 89-го. Сегодня мы являемся страной с эффективно функционирующим демократическим режимом. Мы являемся страной, в которой большинство учреждений пытаются выполнять свои функции, даже если это не всегда удаётся. Несмотря на многочисленные атаки и крайне негативный имидж законодательного органа среди населения, в нашей стране реально работает парламентаризм. Хотя окончательной евроинтеграции нам ещё предстоит добиться, Румыния является членом Евросоюза, состоя при этом в европейских институтах и придерживаясь западных ценностей. Несмотря на агрессию в повседневной политической жизни, Румынию можно назвать стабильным государством, подводит итог издание.