Олег Неменский: Киев загнал себя в русинский капкан
На Украине 30 декабря начнётся судебный процесс против лидера Сойма подкарпатских русинов о.
Надо понимать, что позиция русинов довольно сильная, и это обусловлено не столько уровнем их поддержки в самом крае (о которой можно спорить - десятилетия этноцидной политики дают себя знать), сколько их положением в международном сообществе. А оно определяется двумя основными моментами: во-первых, они являются признанным народом во всех странах, в которых есть крупные русинские общины, а также в Америке и России. Защита прав меньшинств - краеугольный камень современной западной идеологии, и любой вывод русинской проблемы на международный уровень ставит Киев в однозначно проигрышную позицию. Во-вторых, у русинов вполне логичная и глубоко обоснованная позиция, согласно которой включение Подкарпатской Руси в состав УССР на правах области было грубейшим нарушением международного права, причём не только с точки зрения современных его трактовок, но и тех, что были приняты в послевоенное время. Если вопрос об этом будет актуализирован на международном уровне, то на стороне Киева будет только память о тов.
Таким образом, любой исход проводимой СБУ кампании поставит официальный Киев в крайне невыгодное положение. Внутри страны власть может чувствовать себя безнаказанной, но доведение дела № 499 до логического конца неминуемо поставит вопрос о защите прав русинов на международном уровне, где позиция Киева будет однозначно проигрышной. Этому будет только способствовать нынешнее положение Украины как страны, интеграционные проекты которой, по сути, заблокированы.
Проигрышным для Киева будет и исход этой кампании на уровне самой Закарпатской области. Ведь если пока что подавляющую часть её населения больше заботят вопросы, далёкие от областной политики, то гонение со стороны Киева на тех, кто, несомненно, являются патриотами края, более того - гонения на духовного лидера православного большинства края - вызовут подъём местного патриотизма и антикиевских настроений даже у тех, кто прежде был далёк от этих вопросов. Примечательно, что обвиняемым сейчас оказался только один из деятелей русинского движения - протоиерей Димитрий Сидор. Несомненно, что он - самый яркий и активный борец за права русинского народа, подлинный славянский будитель, однако при этом он является и самым неудобным человеком для возбуждения дела по сепаратизму. Ведь он не только общественный деятель, но и священник, более того - духовный лидер, авторитетный и для всего его православного населения, и вообще для Православной церкви. При этом совершенно очевидно, что если будет осуждён он, то за ним будут по той же схеме осуждены и все остальные видные русинские активисты, но начать решили с него. Очевидно, что арест отца Димитрия будет воспринят как оскорбление почти всеми закарпатцами. Киев идёт по пути, который его столкнёт и с населением Закарпатья, и с мировым сообществом. При этом для внутреннего потребления всё это будет объясняться кознями Москвы. Интересно, что в обвинительном заключении само наименование "Акта провозглашения восстановления русинской государственности" и Меморандума о принятии этого акта, принятого на Втором Европейском Конгрессе подкарпатских русинов в октябре 2008 г., приводится в основном по-русски. Однако, замечу, Россия-то как раз вряд ли будет входить с Киевом в конфликт именно по этому вопросу. Современная РФ является державой не национальной, не духовной, а энергетической, и её волнуют только вопросы транспортировки энергоносителей. Киеву придётся противостоять Западу, а к такому сценарию современное украинское государство приспособлено менее всего.
Вообще, обвинительное заключение по делу № 499 очень выразительно раскрывает сущность официальной киевской политики в национальном вопросе. Обвинение строится в основном на показаниях видных украинских националистов Закарпатья, а именно руководителей областной организации "Конгресс украинских националистов", "
Интересно, что украинская власть неминуемо попадёт и в ещё один капкан, если начнёт дело против Закарпатского облсовета в связи с принятием им решения о гимне области. А глава СБУ об этом уже заявил и, скорее всего, он попытается довести свою угрозу до конца.
Принятие во время этих событий Закарпатским облсоветом "Гимна подкарпатских русинов" - очень значимое событие. Во-первых, этим вполне откровенно выражается поддержка отцу Димитрию и всему русинскому движению со стороны законодательного собрания края, а это не может не влиять и на позицию Киева, и на отношение к происходящему зарубежных наблюдателей. Напомню, с точки зрения Киева русинское движение представляет собой небольшую кучку людей, никакого влияния на общественные настроения и власть в области не имеющих. И вот облсовет ясно даёт понять, насколько это не так. Во-вторых, впервые в современной Украине областные власти официально солидаризировались с русинской и старорусской идентичностью, ведь этот гимн - это её максимально чёткое и недвусмысленное выражение. Это своего рода символический жест, означающий отказ от навязанного, но так и не укоренившегося здесь украинства. Так, русинская идентичность, проект русинской нации становится приоритетным идейным направлением края, а украинские националисты вынуждены чувствовать себя в меньшинстве. В-третьих, если гимн удастся утвердить (в чём ещё приходится сомневаться), то Закарпатье станет единственной в мире территорией, на которой будет официально провозглашена русская идентичность. Напомню, в российском гимне (как и в российской конституции) о русских не сказано ни слова. Здесь же говорится и про "русское племя", и про "русский народ", и про "желание русских", и про "поддержку русского", которую просят у Бога. Закарпатье может оказаться единственной официально "русской" территориальной единицей во всём бывшем СССР. И это, несомненно, станет вызовом не только Киеву, но и Москве: и не только её властям, не желающим официально признавать русскую идентичность на каком-либо уровне в России, но и российскому общественному мнению с его высокомерно-имперским нежеланием признавать русскими кого-либо, кроме себя. Закарпатская область, точнее Подкарпатская Русь, будучи на самом краю старого русского мира, теперь всё более становится центром притяжения взглядов со всех его уголков. Только эта земля решается бросить вызов постсоветской этноцидной политкорректности, запрещающей русское имя и отменяющей русских, как будто их и не было никогда. Так, обвинение официальным Киевом отца Димитрия приобретает значение, выходящее далеко за пределы не только Закарпатья, но и всей Украины.