О религиозном скандале и что хотят изучать чувашские школьники
Чувашия, 18 декабря, 2009, 15:21 — ИА Регнум. "Основы мировых религиозных культур" хотят изучать 42,9% чувашских школьников, "Основы православной культуры" - 31%, "Основы светской этики" - 24,4%, "Основы исламской культуры" - 1,7% учащихся. Такие данные приводит Минобразования Чувашии по результатам опроса родителей школьников 4-х классов, которым предстоит участие в проекте "Основы религиозных культур и светской этики". Как ранее сообщало ИА REGNUM Новости, Чувашия в числе 19 регионов страны стала пилотной площадкой для реализации данного проекта по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения. Изучение нового предмета начнётся для учащихся 4-х классов в последней четверти этого учебного года и завершится в первой четверти 5-го класса. На преподавание новой учебной дисциплины выделяется два часа в неделю за счёт русского языка и литературы, но не обязательной части учебной программы, а выделенных на дополнительное изучение русского языка и литературы, так называемой "вариативной" части, согласно новой модели единого образовательного стандарта.
Заслуживает внимания реакция республиканского Минобразования на сообщения федеральных СМИ об инциденте, произошедшем в чебоксарской гимназии №2. Со ссылкой на епископа Улан-Удэнского и Бурятского Савватия, ранее служившего в Чувашии в чине епископа Алатырского и викария Чебоксарско-Чувашской епархии, сообщалось, что в Чувашии школьникам запрещают изучать историю религий и навязывают "Основы светской этики". В качестве примера приводилась гимназия №2 г.Чебоксары, в которой распространялись бланки заявлений с уже выбранным предметом, где родителям предлагалось только подписаться. Пояснялось, что мотивом такого добровольно-принудительного выбора является отсутствие средств на учебники и учителей.
В Минобразования Чувашии по результатам проведённой проверки признают, "к сожалению, при проведении опроса родителей в гимназии № 2 г. Чебоксары действительно были допущены некоторые нарушения". "За отсутствие должного контроля в организации работы по апробации курса "Основы религиозных культур и светской этики" специалистам управления администрации г. Чебоксары, курирующим данное направление, директору гимназии объявлены дисциплинарные взыскания", - сообщается на официальном сайте ведомства. Отмечается также, что "в эти дни министерством выборочно проверяется качество работы администраций школ по опросу родителей". Что касается обеспечения учебниками, то это - вопрос федеральной компетенции. Чувашская Республика как пилотный регион по реализации с 2009 года проекта "Основы религиозных культур и светской этики" направила в Минобрнуки России заказ на учебно-методический комплект по новому учебному курсу, поясняют в Минобразования Чувашии. На данный момент министерством совместно со специалистами Чувашского республиканского института образования разрабатываются методические рекомендации о внесении изменений в учебные планы школ по изучению нового курса. 26 декабря с 11:00 до 12:30 будет организована "горячая линия" по вопросу преподавания нового курса. Телефон "горячей линии" (8352) 62-09-75.
Как ранее сообщало ИА REGNUM Новости, Чувашия уже имеет опыт факультативного преподавания основ православной культуры в школах. С 2006 года по желанию родителей и учащихся данный курс был введён в школах республики, для чего прошли подготовку около 200 педагогов. В настоящее время "Основы православной культуры" изучают 5,5 тыс. учащихся в 133 школах республики.
По данным опроса ВЦИОМ, проведённого в августе 2009 года, более половины россиян (53%) за преподавание в школе основ религии, Закона Божьего. Тех, кто выступает против введения в школьную программу такого предмета, насчитывается 27%. В рамках гуманитарной программы "Духовно-нравственное воспитание" охотнее всего наши сограждане выбрали бы для своих детей изучение истории и основ всех мировых религий (27%). Каждый пятый остановился бы на изучении истории и основ одной из четырех традиционных религий России (21%), еще 19% предпочли бы для своего ребенка изучение основ светской этики. 13% не выбрали бы ни один из перечисленных вариантов.