В Азербайджане в очередной раз побывала Минская группа ОБСЕ. Как всегда, ее сопредседатели - Юрий Мерзляков (Россия), Бернар Фасье (Франция) и Роберт Брадтке (США) встретились с президентом Ильхамом Алиевым. Ему был передан обновленный проект подготовленного базового договора по карабахскому урегулированию. Этот документ был также направлен в Ереван. В целом, как отмечается в официальном сообщении Минской группы ОБСЕ, речь идет о подготовке очередного саммита Алиев - Саргсян, намеченного на начало 2010 года.

Такая встреча, конечно, состоится, поскольку не в интересах лидеров двух соседних стран срывать сейчас процесс по карабахскому урегулированию. Но при этом все понимают, что вряд ли и на сей раз стороны о чем-либо договорятся. Баку и Ереван продолжают информационную войну, проводят широкие закулисные дипломатические маневры. Азербайджан даже после Косово, Абхазии и Южной Осетии продолжает романтически верить в незыблемость границ, доставшихся ему в наследие от СССР. Ереван жаждет восстановления исторической справедливости.

Причем обе стороны апеллируют к одним и тем же центрам силы, что позволяет им гордиться только созданием во многих странах мира своих мощных лоббирующих структур, действия которых часто приобретают самодостаточное значение. Это - тоже один из видимых парадоксов сложившегося положения.

Но нынешняя ситуация имеет все же некоторые отличительные особенности. Речь идет о сделанном в Вашингтоне заявлении турецкого премьера Тайипа Реджепа Эрдогана: Турция откладывает ратификацию цюрихских протоколов до урегулирования карабахского конфликта. Это заявление завершает сложный переговорный цикл, который начался еще летом 2007 года с секретных переговоров между Турцией и Арменией в Швейцарии. В конечном счете турки перебросили " мяч" на поле Минской группы ОБСЕ, у которой за душой оказывается всего лишь очередной вариант отредактированных обновленных Мадридских принципов. Так процесс карабахского урегулирования загнан в тупик.

Первыми выход стали искать американцы. По инициативе госсекретаря США Хиллари Клинтон состоялся ее телефонный разговор с президентом Армении Сержем Саргсяном. Госсекретарь США не только проинформировала Саргсяна о подробностях встречи президента США Барака Обамы с премьер-министром Турции Эрдоганом, но и подчеркнула, что США будут содействовать скорейшей нормализации армяно-турецких отношений без всяких предусловий. При этом Хиллари Клинтон вновь подтвердила, что администрация Белого Дома имеет в виду все же два разных процесса, и "прогресс в каждом из них по отдельности будет способствовать установлению мира и стабильности в регионе".

Любопытно и то, что и президент РФ Дмитрий Медведев, выступая на Форуме европейских и азиатских медиа в Москве, поддержал позицию госсекретаря США: "Мы позитивно относимся к тому, что те огромные проблемы, которые были в 20 веке, вы (Турция и Армения) пытаетесь преодолеть, проявляя взаимную сдержанность и поиск компромисса". Глава России подчеркнул, что "это не нормализация, направленная против кого-то, а делается это только для самих Армении и Турции".

То есть Вашингтон и Москва продолжают рассчитывать на то, что им удастся восстановить прежнюю конструкцию механизма карабахского урегулирования. Но как и каким образом достигнуть этого? Скорее всего, Вашингтон первоначально начнет давить на Анкару, используя имеющиеся в ее распоряжении рычаги воздействия. По мнению профессора университета Джорджа Мейсона (США) Марка Каца, это будет сделано потому, что, во-первых, "Минская группа не хочет и не может заставить Азербайджан и Армению достичь соглашения по карабахскому вопросу", и, во-вторых, "у Турции больше инструментов для помощи в решении конфликта, нежели у МГ ОБСЕ".

Но Анкара с началом иракской кампании сама оказывается загнанной в угол и вынуждена все больше внимания уделять проблемам Ирака, нежели Кавказу. После саммита в Вашингтоне Обама - Эрдоган многие турецкие СМИ стали подавать так называемые "кавказские инициативы" Турции только как попытку осуществить американский, а не собственный сценарий действий. В этой связи вспоминается и то, как в апреле нынешнего года, будучи в Турции, президент США Барак Обама заявлял, что "Анкара может сыграть положительную роль в снижении напряжённости, существующей в отношениях Запада с Ираном".

Анкара действительно сыграла в предложенную ей "игру" с расчетом на хоть какие-то будущие политические дивиденды, которых она так и не дождалась. Теперь, когда турецкий ресурс для Вашингтона становится исчерпанным, как предполагает профессор Марк Кац, Вашингтон может начать вводить в действие уже иранский фактор.

Это - очередной парадокс ситуации. После новой афганской инициативы президента Барака Обамы - увеличение численности американского контингента - в Белом Доме стали больше отдавать себе отчет в том, что без конструктивного взаимодействия с Ираном по острым региональным проблемам достигнуть успеха вряд ли удастся. Реальное геополитическое положение Ирана - общие границы с Афганистаном, Ираком и большой отрезок ирано-азербайджанской границы, находящийся под контролем армянских сил - превращает Тегеран в игрока с реальными возможностями влиять одновременно на три региональных конфликта - Афганистан, Ирак и Карабах. Тем более, что турецкая дипломатия, пытавшаяся использовать на Кавказе исторически традиционный фактор "тюркской солидарности", зацепилась только за один Азербайджан. Что же касается заявления Анкары о том, что она не поддержит силовые формы урегулирования иранской ядерной проблемы, это, скорее всего, победа иранской дипломатии, нежели конкретный результат "новой" турецкой внешней политики. Теперь, в более широком контексте по все тому же Марку Кацу, "участие Турции в нормализации отношений Запада с Ираном не обязательно: " Если страны решат идти на сближение, то для этого им Турция не нужна".

Это означает, что "точечная дипломатия" по карабахскому урегулированию с подключением Турции как параллельного партнера, себя не оправдала. Все идет к тому, что карабахский конфликт будет вплетаться в систему проблем афганского и иракского урегулирования. А это, как любят говорить в Одессе, две большие разницы.