Станислав Тарасов: Ближний бой Эрдогана в Вашингтоне
Трудно припомнить в новейшей истории Турции случай, когда визит главы турецкого правительства в США обставлялся мероприятиями такого уровня "оперативного свойства", как это происходило с посещением Вашингтона нынешним главой правительства Тайипом
Анкара сжигала мосты в готовившемся сложном переговорном процессе с Вашингтоном:
Афганистан: отправку дополнительного контингента турецких войск в эту страну, доводя его численность до 1700 человек, Эрдоган объяснял не желанием воевать в этой стране или выступать в роли "жандарма", а стремлением помочь афганцам наладить мирную жизнь.
Иран: любая интерпретация осуществляемой Тегераном ядерной программы исключает военную конфронтацию с этой страной и она должна решаться только в русле политико-дипломатических усилий.
Ирак: Турцию не беспокоят процессы, которые происходят сейчас в этой стране и она поддерживает усилия Багдада по демократическому преобразованию страны. Но Анкара не знает, что будет происходить в Ираке после вывода оттуда войск США и их союзников.
Ближневосточное урегулирование: Анкара предприняла максимум усилий для налаживания диалога Израиля с Сирией и Израиля с Палестинской автономией. Она готова возобновить этот процесс, но ждет поддержки на этом направлении от США.
Кавказ: подписав цюрихские протоколы с Арменией, Турция прошла часть своего пути. Другую часть должна пройти Минская группа
Кипр: ЕС выставил новые требования - открытие воздушных границ для Республики Кипр, снятие эмбарго на торговлю - как предварительные условия для продолжения переговоров по этой проблеме.
Действия Запада: накануне визита Эрдогана в Вашингтон Брюссель выставил жесткие требования Анкаре по условиям вступления в ЕС и дал понять, что в обозримом будущем Турции на этом направлении ничего не светит. Инициированная в Швейцарии "битва минаретов" имела также откровенный антитурецкий оттенок. В ответ Турция призвала мусульман изъять свои вклады из швейцарских банков. Плюс к этому теракт в Токате, где были убиты семь турецких офицеров, и который пришелся на самый момент пребывания Эрдогана в США.
Анкара готовилась, пожалуй, впервые за послевоенную историю, выступить в Вашингтоне с позиции силы. И то, что президенту
Это - первая особая позиция Турции. Вторая, не менее принципиальная, имеет отношение к Афганистану. Анкара, в отличие от других союзников по Североатлантическому блоку, стала позиционировать себя в качестве невоюющей страны, что является серьезным кризисным звонком для
Но особая интрига вырисовывается на кавказском направлении. Эрдоган призвал президента Обаму стимулировать работу Минской группы по карабахскому урегулированию, принимая в то же время от него поздравления в связи с поступлением в турецкий парламент на ратификацию цюрихских протоколов, предусматривающих нормализацию турецко-армянских отношений. "Я несколько раз говорил и хочу опять повторить - процесс нормализации между Турцией и Арменией - был и будет катализатором того, чтобы сохранить нагорно-карабахский процесс на международной арене, - заявил в этой связи в Вашингтоне глава турецкого МИДа Давутоглу. - Наши попытки именно на это были направлены". В качестве следующего шага, по словам министра, должна стать активизация работы Минской группы ОБСЕ - потому, что "без нагорно-карабахского вопроса мы не можем принять долгосрочный мир в регионе". Турция обозначила в США свое видение варианта карабахского урегулирования: освобождении семи районов, включая Кельбаджар и Лачин с особым статусом. Заметим, что чуть ранее замминистра иностранных дел Азербайджана
Если Турция первоначально ратифицирует цюрихские протоколы, то она заметно укрепляет свои позиции на Кавказе, сохраняет возможности для самого широкого политико-дипломатического маневра. Если процесс ратификации и работа Минской группы ОБСЕ будут проходить параллельно, то позиции Турции в этом регионе мира останутся заметными, но приобретут второстепенный характер. Если же Турция сорвет цюрихский процесс, то она будет вообще выдавлена из региона Кавказа. "Правительство никоим образом не может повлиять на этот процесс, - отмечал в Вашингтоне министр Давитоглу. - Когда мы подписывали протокол с Арменией, там никаких условий не было. Однако в нашем парламенте принятие этого документа требует условий. Чтобы решить этот вопрос, одной лишь политической воли мало. Для турецкого парламента эта тема очень чувствительна".
Пока способность "чувствительно реагировать" демонстрирует правительство Турции. Оно сменило вектор своей армянской политики именно тогда, когда Баку по многим признакам стал склоняться к согласию считать приоритетным шагом в карабахском урегулировании нормализацию отношений между Турцией и Арменией. Это - во-первых. Во-вторых, объективно Турция сыграла сейчас на стороне влиятельной части армянской диаспоры в США и своих националистов, выступающих по разным причинам против ратификации парламентом цюрихским протоколов. В итоге Анкара вступила на путь "замораживания" карабахского конфликта, что во многом нивелирует все предыдущие усилия американской дипломатии на карабахском направлении. В то же время Армения получает реальную возможность сделать паузу для осмысления новой ситуации.
Будучи в США премьер-министр Турции Эрдоган выступил в Университете им.
Если Анкара проявит принципиальную последовательность в своей политике и сделает в будущем такую модель отношений с США рабочей, это будет означать начало заката эры влияния Запада на Ближнем Востоке.