Дмитрий Ермолаев: Вячеслав Тихонов - человек, соединивший советскую и российскую эпохи
Ушел из жизни легендарный советский актер
Смотря на сыгранных Тихоновым героев, российская молодежь открывает для себя "исчезнувшую империю". Формирует свое мнение об ушедшей эпохе и унесенных ветром перемен общественных устоях. Тихонов преимущественно играл героев, связанных с государством и обществом, а не с идеологией или партией. Поэтому-то созданные им образы и пережили падение коммунистического режима. И этот феномен еще раз доказывает, что фундаментальными ценностями СССР были не только большевистские доктрины.
Тихонов не раз оказывался на острие внутриполитической борьбы СССР. Как утверждают многие западные специалисты по России, именно выход на экраны "Семнадцати мгновений весны" знаменовал собой окончательный переход Советского Союза от тоталитаризма к авторитаризму. Не зря фильм встретил жесткое сопротивление со стороны консервативного крыла
Картина была разрешена к показу только благодаря заступничеству председателя
Штирлиц в "Семнадцати мгновениях" обозначил примат государственности над партийностью, человечности над классовым подходом. Чувство товарищества, выразившееся в спасении радистки, стало выше рисков провала операции. И именно в образе Штирлица советский разведчик пил 23 февраля шнапс, закусывая его печеной в камине картошкой, и обращал внимание на молоденьких девушек.
Тихонов по праву встает в один ряд с таким "человечным" символом СССР, как
Вспомним еще две эпохальные роли мэтра - в фильмах "Доживем до понедельника" и "Белый Бим, Черное Ухо". Именно в них Тихонов предстал таким, каким он был. Добрым и отзывчивым человеком. Именно в этих лентах он говорит о любви и добре, счастье. Но сейчас почему-то вспоминается последняя сцена "Семнадцати мгновений весны". Полковник Исаев перед возвращением в Берлин. Его мудрый и слегка грустный взгляд. Взгляд человека, готовящегося исполнить свой долг до "последнего мгновения".