Сергей Колеров: Власти Молдавии развязывают России руки в Приднестровье
Требования новых властей Молдавии о вывозе российских вооружений из Приднестровья, выводе войск РФ, изменении миротворческого формата на Днестре и повышении роли и статуса наблюдателей (США и ЕС) в переговорном формате "5+2" по приднестровскому урегулированию звучат постоянно с момента формирования Альянсом за европейскую интеграцию (АЕИ) нового правительства. О своем намерении добиваться этого представители кишиневского руководства заявляли в течение последних месяцев в ООН, на встречах с евроатлантическими чиновниками разного уровня, получая от них, в свою очередь, ту или иную степень одобрения и поддержки своим планам и даже, если верить словам и.о. президента Молдавии
2 декабря, как сообщает молдавский МИД, страны
Что касается ДОВСЕ, то Россия еще летом 2007 года ввела мораторий на его действие именно по причине отказа стран НАТО вопреки стамбульским обязательствам ратифицировать договор, а также превышения ими в результате расширения альянса предусмотренных ДОВСЕ ограничений. При этом взятые Россией в Стамбуле обязательства по вывозу вооружений из Грузии и Приднестровья имели двусторонний характер и не касались третьих стран, к тому же были выполнены досрочно еще в 2001 году. В настоящее время ни в Приднестровье, ни в Грузии нет российских вооружений, подпадающих под действие ДОВСЕ.
А вот российские миротворцы в Приднестровье несут службу в соответствии с "Соглашением о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Молдавии", подписанном 21 июля 1992 года в Москве президентами России и Молдавии в присутствии президента Приднестровья. Более того, 18 марта 2009 года Дмитрий Медведев,
Происходящие изменения внешнеполитического курса Молдавии при новой власти были ожидаемы, усиление евроатлантического вектора, восстановление добрососедских отношений с Румынией - прогнозировались. Удручает только, что Россия по-прежнему сохраняет пассивность и остается сторонним наблюдателем процессов, происходящих в регионе. Кремль, очевидно, ждет, когда бесконечные выборы в Бессарабии закончатся и органы власти сформируются окончательно, чтобы "было с кем работать". А зря. Затянувшийся кризис и слабость власти в Кишиневе выгодны России, так как дают возможность решить наболевшие в течение двух десятилетий вопросы и полностью переформатировать ситуацию в регионе. Тем более что представители либерально-демократического руководства Бессарабии (сами или наученные старшими товарищами - неважно) делают Кремлю такие подарки.
Дело в том, что своими заявлениями лидеры АЕИ ставят под сомнение всю договорно-правовую базу, заключенную прежним кишиневским руководством, подтвержденную накануне апрельских выборов в Бессарабии и определявшую (худо-бедно) отношения в регионе на протяжении почти 20 лет. Требуя пересмотра миротворческого формата на Днестре, Кишинев объявляет нелегитимными все договоренности, заключенные прежним руководством республики. Собственно, о нелегитимности этих договоренностей представители АЕИ заявляли еще до парламентских выборов, когда находились в оппозиции. В частности, лидер Либерально-демократической партии Филат заявил после встречи Медведева, Воронина и Смирнова 18 марта в Москве, что Воронин "не имеет мандата подписывать какие бы то ни было документы от имени Республики Молдова", а содержащийся в совместном заявлении президентов Молдавии, Приднестровья и России пункт о готовности заменить российский миротворческий контингент миротворцами под эгидой ОБСЕ "носит исключительно декларативный характер, поскольку связан с туманной перспективой разрешения приднестровского конфликта".
Вывод из этого следует очень простой и очевидный: если указанные договоренности ничего не значат, то ничего не значат и все другие документы, подписанные до 29 июля 2009 года, т.е. до прихода к власти в Бессарабии Альянса за европейскую интеграцию. В том числе и "Договор о дружбе и сотрудничестве", подписанный в 2001 году в Москве
И вот теперь либерально-демократические власти Кишинева дают Кремлю прекрасный повод сбросить с себя бремя этого договора. Однако последний до сих пор никак не отреагировал на все более настойчивые призывы бессарабских лидеров. Российские официальные лица пока только лишний раз обмолвились об "актуальности некоторых положений" Меморандума Козака и подтвердили свою приверженность "суверенитету и территориальной целостности". Хотя по логике вещей надо было бы для начала официально потребовать объяснений от Кишинева в связи с этими заявлениями, указав на их противоречие всем достигнутым ранее договоренностям. Если Бессарабия хочет их денонсировать, но стесняется заявить об этом прямо, то, может быть, надо помочь ей сделать это. А еще в срочном порядке доукомплектовать контингент российских миротворцев до предусмотренных пока еще действующим соглашением 2700 человек. Это будет ответом на звучащие по сей день просьбы Тирасполя и превентивной мерой реагирования на декларации и требования Кишинева, дестабилизирующие обстановку в зоне конфликта.
Но Москва, к сожалению, продолжает "дружить" с Кишиневом, занимая выжидательную позицию. Кремль упорно не хочет верить в то, что Бессарабия - не друг России, не была им на протяжении 18 лет своего условно независимого и суверенного существования, и вряд ли уже будет. В Бессарабии не было и нет политиков, которых хотя бы с натяжкой можно было бы назвать пророссийскими. Пока еще осталась часть населения, настроенного пророссийски, и еще часть, потенциально могущего стать таковым, - но никакой работы, кроме отчетно-показательных матрешечно-балалаечных фестивалей, с ним не ведется. А Запад в целом и Румыния, в частности, успешно ведут эту работу уже два десятилетия. И евроатлантическая модель, даже пример самой нищей, но все-таки страны ЕС, Румынии, вне конкуренции независимо от их качества, потому что Россия со своей стороны вообще никакой модели не предлагает.
Русский в Бессарабии даже российского гражданства получить не может, увязнув в чиновничьих кабинетах консульства РФ, давно вписавшегося в нанашисткую систему отношений и ценностей современной Республики Молдова. И сломать эту систему в своем же консульстве пока не удалось ни одному послу, включая ныне действующего. Зато "бессарабские румыны" получают российское гражданство и переезжают в Россию без всяких проблем. Например, припеваючи живущий в Москве композитор
Между тем, пока Кремль выжидает и помалкивает, ситуация меняется не только в Бессарабии, но и в соседнем Приднестровье. Президент ПМР Игорь Смирнов, на первый взгляд, с головой окунувшийся в противостояние с парламентом, на самом деле, не забывает совершать необходимые внешнеполитические телодвижения. Понимая, что никакой, даже номинальной поддержки в Москве у него не осталось и что в случае обострения ситуации на Днестре, при вероятной пассивности России, никто не придет ему на помощь, Смирнов, очевидно, нацелился на откровенный альянс с Украиной. Он даже не считает нужным скрывать это и придумывать какие-то оправдания для Москвы, как это делалось раньше. Бессменный приднестровский лидер пока нащупывает почву, рассыпается в благодарностях и
Так как кто бы ни пришел к власти в Киеве в результате предстоящих 17 января президентских выборов (если они, конечно, не будут сорваны очередной "газовой войной", вторым "майданом" или каким-нибудь новым изобретением "украинской" политической мысли), он будет проводить антироссийскую политику. Потому что на Украине так же, как и в Бессарабии, нет пророссийских политиков, в том числе и среди тех, которые традиционно считаются таковыми. Как бы ни убеждали себя в обратном российские лидеры, сколько бы они ни приветствовали "ответственную позицию" Тимошенко.
Киев в очередной раз перехватил у Москвы инициативу в регионе. После того как глава администрации президента РФ
Уже совершенно ясно, что сотрудничества по межпартийной линии (между приднестровским "Обновлением" и "Единой Россией") недостаточно. Визиты единороссовских думцев в Тирасполь, поддержка, выказываемая ими экс-спикеру Верховного совета
На что рассчитывает Кишинев, откровенно провоцируя Москву и, по сути, развязывая ей руки в Приднестровье? Возможно, что осознание неспособности разрешить молдавско-приднестровский конфликт и неготовность публично и откровенно признать это толкает бессарабских лидеров на обострение. Ведь отделение Приднестровья де-юре снимает главное препятствие на пути евроатлантической интеграции Бессарабии. И признав ПMР, Россия, может быть, сделала бы большой подарок Кишиневу. На фоне оживившейся по обе стороны Прута дискуссии о бессарабской идентичности, заявлениях об "оккупации Бессарабии Россией" 1812 и 1940 годов, "втором румынском государстве" и возможности "воссоединения в рамках ЕС" эта версия выглядела бы правдоподобной, если бы не судорожные и довольно бестолковые попытки АЕИ прочно и надолго закрепиться именно в Бессарабии. Причем так, чтобы легитимность их власти ни у кого не вызывала сомнений и нареканий. Вместо громогласно продекларированных еще несколько месяцев назад обещаний уголовного преследования руководства ПКРМ и запрета компартии, лидеры АЕИ безуспешно пытаются договориться с Ворониным, который все больше и больше чувствует свою значимость для альянса. Уголовное дело на Воронина не было заведено даже после громких обвинений, сделанных экс-министром обороны и экс-главой СИБ
Зачем тогда либерально-демократическая коалиция при всей уязвимости и шаткости своего положения играет с огнем? Чувствует слабость России и уверена в поддержке извне?