Станислав Тарасов: Турция с протоколами и без ЕС: интересы Азербайджана и армянской диаспоры совпадают?
С формальной точки зрения подписание цюрихских протоколов означает "сближение между Анкарой и Ереваном". Однако их дальнейшая судьба остается неопределенной. На Турцию сильнейшее давление оказывает Азербайджан, недовольный "разводкой" проблем карабахского урегулирования и нормализацией отношений между Арменией и Турцией. Любопытно и то, что цюрихскими протоколами недовольна и часть мощной армянской диаспоры, которая подозревает официальный Ереван в "предательстве идей Геноцида". Более того, сторонники подобной жесткой позиции в диаспоре надеются, что протоколы не будут ратифицированы турецким парламентом. То есть тактически интересы Азербайджана и армянской диаспоры в этом вопросе стали совпадать. В этом и заключается любопытная особенность сложившейся ситуации.
Евросоюз, который год назад объявил о приостановке своего расширения, после подписания Лиссабонского договора сменил тактику. Он вернулся к прежней идее, имея в виду, прежде всего, западнобалканские страны, Исландию и Турцию. Если с западнобалканскими странами и Исландией ситуация предельно ясна, то иначе обстоят дела с Турцией. Представители ЕС уже провели в Стамбуле консультации с властями Турции о перспективах двусторонних взаимоотношений. А в принятой в Страсбурге резолюции отмечается, что Анкара, в числе прочего, должна в срочном порядке провести судебную реформу, выработать такие правовые нормы, в соответствии с которыми не будут ущемляться права граждан, исповедующих немусульманскую религию. В документе также указывается на все еще существующие проблемы со свободой слова. Кроме того, в адрес турецких властей прозвучал призыв к дальнейшему прогрессу в деле урегулирования проблем с курдским населением. И, конечно, отмечается необходимость ратификации подписанных с Арменией цюрихских протоколов. Более жестко по этому поводу выразился председатель
Таким образом, цюрихские протоколы, через которые Анкара сохраняла шанс провести игру с ЕС, оказались упакованными вместе с другими проблемами, включая и курдский вопрос. В этих условиях логика процесса диктует Анкаре идти на разрыв созданного ЕС общего фронта и форсировать ратификацию цюрихских протоколов, которые признают Турцию в ее нынешних границах. Похоже, к этому ее подталкивает и американская дипломатия. Но тогда Турция, восстановив дипотношения с Арменией, рискует потерять Азербайджан. Более того, она может оказаться - наряду с Ираном - союзником Армении и быть вообще выключенной из процесса карабахского урегулирования. Тогда следует считать, что все ранее предпринятые усилия Анкары оживить переговорный процесс по Карабаху привели всего лишь к подписанию одних только цюрихских протоколов. Это факт, хотя можно предполагать, что Турцию убеждали в том, что принятие новых Мадридских принципов, предусматривающих освобождение азербайджанских районов и определение статуса Карабаха и процесс нормализации ее отношений с Арменией, будут проходить синхронно. Но такого не произошло. Поэтому объективно многочисленные саммиты Алиев - Саргсян при посреднических усилиях Минской группы ОБСЕ выглядят всего лишь как "операция прикрытия".
Сейчас премьер-министру Турции