Один из постоянных авторов ИА REGNUM Вугар Сеидов постарался в своей последней статье убедить читательскую аудиторию в серьезности угроз президента Азербайджана Ильхама Алиева, который незадолго до встречи со своим армянским коллегой в Мюнхене, не исключил выхода Баку из переговорного процесса и попытки силового решения карабахского конфликта. По мнению Сеидова, заявление главы азербайджанского государства - "это не блеф, а серьёзное предупреждение". "Жаль, что в Армении этого не поняли. Война на этот раз действительно реальность, а не пустые слова", - настаивает автор. С его точки зрения, международное сообщество не может противостоять "правому делу", поскольку Азербайджан будет воевать за освобождение своих территорий, что исходит и из резолюций Совбеза ООН.

Между тем, апеллируя к резолюциям Совбеза, Сеидов упускает важнейшую деталь. Они принимались в период военных действий в начале 90-ых, имея главной целью остановить кровопролитие. Красной нитью в резолюциях проходят призывы к Азербайджану прекратить военную авантюру. Баку упорно игнорировал требования высшей международной инстанции, наращивая давление, взамен же армянская сторона перекидывала линию фронта все дальше вглубь Азербайджана, в результате чего и завладела поясом безопасности. Процесс этот весьма наглядно описан в работах Владимира Казимирова - руководителя посреднической миссии РФ в тот период.

Поэтому, потеря Азербайджаном своих территорий вокруг Нагорного Карабаха, как это не тяжело признавать азербайджанским политикам и экспертам, есть прямой результат игнорирования резолюций Совбеза именно со стороны Баку. Потеря районов Азербайджаном есть не результат оккупационных планов Армении, а итог непродуманной военной авантюры Азербайджана и желания армян максимально отдалить ТВД от границ Нагорного Карабаха, выстроить там пояс безопасности, что в итоге и было сделано.

Суть вопроса сегодня состоит в том, что армяне могут вернуть эти районы Азербайджану только лишь под серьезные международные гарантии безопасности самого Нагорного Карабаха и его населения. То есть, армянская сторона готова выполнить свою часть обязательств, зафиксированных резолюциями Совбеза, но лишь в том случае, если у Азербайджана не будет больше никакой возможности нарушить свою часть обязательств, то есть вновь встать на тропу войны, используя стратегическое положение возвращаемых районов.

Однако, как мы видим, азербайджанское руководство перманентно озвучивает угрозы вернуть Карабах в свой состав силовым путем, то есть фактически угрожает в очередной раз нарушить букву резолюций Совбеза ООН. В этом случае, Армения будет вынуждена продолжить углубление фронта и занять еще парочку районов. Иного не дано. Во всяком случае, если Вугар Сеидов отметает всякую возможность вмешательства международных сил в возможную новую войну, надеясь исключительно на военную мощь своей страны, то он должен быть готов к тому, что и карабахские "хлопцы" свое дело "файно" знают. А они вовсе и не исключают, что та же Мингечавирская ГЭС может быть попросту взята под контроль карабахской стороны. Так что, расстояние до объекта и возможность обстрелять его в данном случае не имеет никакого значения. Ведь не предполагали же азербайджанские военные, что войска противника во время первой войны могут покрыть расстояние до Евлаха - то есть, фактически до центра Азербайджана?

Однако обсуждать сценарии новой войны сегодня есть смысл разве что военным экспертам. Ведь ее перспектива зависит, прежде всего, от политической целесообразности. Не верится, что Ильхам Алиев прикажет своей армии атаковать карабахские минные поля и редуты без четкой уверенности в успехе предприятия. А что есть успех для Азербайджана? Утверждение контроля над Нагорным Карабахом? Неужели азербайджанский президент может предполагать, что территория Нагорного Карабаха, до которой можно достичь лишь после взятия под контроль все протяженной зоны безопасности, может быть легко занята и освобождена от армянских подразделений и населения? Нам это кажется маловероятным. А если цель иная - вернуть территории собственно Азербайджана, то разве есть смысл воевать ради этого, если переговорный процесс учитывает такую возможность в обмен на проведение референдума по независимости НКР?

Итак, начало новой войны Азербайджаном - акт, нарушающий все предварительные договоренности сторон в рамках Минского процесса. Начало войны мгновенно приведет к принятию новых резолюций СБ, в которых, очевидно, будет содержаться новый призыв к Баку прекратить военные действия, а для Нагорного Карабаха и Армении откроет возможность массированной самообороны, в том числе и начала партизанской войны собственно на территории Азербайджана.

По итогам первой войны армянская сторона утвердила контроль над главными высотами, максимально сократив линию фронта и сконцентрировав там внушительные ресурсы. Говорить же о возможности захвата Нагорной части Карабаха может лишь человек, ни разу не посещавший эти места. Очевидно, в задаче выдавить армян из Карабаха, а иначе Азербайджан не сможет вернуть над ним контроль, Баку может рассчитывать лишь на долгосрочную изоляцию, а скорее даже блокаду региона. Однако эта задача не может быть достигнута без возвращения контроля над Лачинским коридором и Кельбаджаром. Каковы шансы прорыва азербайджанских войск к Лачину, Вугару Сеидову известно не хуже, чем нам.

Итак, единственным итогом начала войны может стать срыв переговорного процесса и мгновенное признание Арменией Нагорного Карабаха. Дальше, в случае если Азербайджан не получит военной поддержки со стороны Турции, а с учетом армяно-турецкого диалога под чуткой опекой США и ЕС, а также армяно-российских соглашений в военной сфере, Анкара вряд ли пойдет на вторжение в Армению, новая война для Азербайджана станет лотереей без гарантий на выигрыш.