Игорь Павловский: Иллюзия Третьего Информационного Рима
Иллюзия Москвы как Третьего Информационного Рима может приятно греть самолюбие, более того, она, при достаточной лоббистской поддержке, может приятно греть и карман. Однако эффективность очередного "государева проекта" по "пиару России" достаточно сомнительна. Хорошо, пусть даже не по "пиару", а по установлению "единого информационного пространства", как предлагает Дмитрий Ермолаев в статье "Москва должна стать для постсоветского пространства информационным Третьим Римом". Трудно формировать того, чего нет. Интересы русскоязычных на территории даже только одной Прибалтики настолько разрозненны, что говорить о том, что их что-то объединяет, кроме русского языка, да и то отличающегося в разных странах - бессмысленно. И уж тем более бессмысленно говорить об едином информационном ресурсе, который мог бы быть интересен в равной степени русскоязычному жителю Туркмении и русскоязычному жителю Литвы. Любой информационный проект, инициированный из России на территорию бывшего СССР, будет обречён на неудачу по ряду причин.
Первое - невозможно делать качественный информационный продукт, который бы затрагивал глубинные интересы жителей "территорий", если он делается не из этой страны, или, на крайний случай, не представителями этой страны. В противном случае такой "информационный конструкт" будет закономерно приниматься потребителями как чужой и не заслуживающий доверия. Примеров таких инфопродуктов, которые инициированы из Москвы - масса. И среди них нет ни одного, сравнимого по популярности с местным инфопродуктом.
Во-вторых, элиты, политические и экономические в постсоветских странах уже сформированы. Им не нужны конкуренты, и это - аксиома. Поэтому любая попытка оказания информационного давления на эти элиты, и уж тем более из Москвы будет жестоко пресекаться. Любой, подчёркиваю - ЛЮБОЙ информационный проект из Москвы на территории постсоветских республик будет всячески маргинализироваться правящей элитой, как законными, так и не законными методами.
Ярлыки "рука Москвы", "пропаганда Кремля", "информационное оружие России" этим проектам обеспечены. Отдельные "продвинутые" в плане демократии страны эти проекты в годовых отчетах полиции безопасности укажут в качестве главных угроз для безопасности страны. О чем не будут уставать подчеркивать и все политики. Эти "объединяющие информационные проекты", инициированные из России, никогда не послужат для формирования новой "респектабельной" элиты, а всегда останутся в андеграундном состоянии.
В-третьих, страшнейшая ошибка - воспринимать русскоговорящих на информационном пространстве как "жаждущих информационного окормления" со стороны Москвы. В отличие от россиян, русскоязычная молодёжь в тех же республиках Прибалтики, зная несколько языков, смотрит свободно не только российские и национальные, но и белорусские, украинские, основные европейские и другие телеканалы. Объединять их на основе некого "информационного интернет-портала", к тому же из Москвы, практически нереально. А работать с более пожилыми людьми, которые знают только русский язык, в плане создания "новой элиты" по-моему, бессмысленно. И к тому же не надо забывать, что отнюдь не всё русскоязычное население на постсоветском пространстве готово упасть в информационные объятия Москвы.
Прошло почти 20 лет. И русскоговорящие в этих странах, при всей любви к прародине, имеют достаточно критический взгляд на события, происходящие в России.
Мы можем сколько угодно тешить себя созданием информационных симулякров для потребления в странах б. СССР. Кроме тщеславия людей, которые ими руководят, да финансовой выгоды для тех, кто трудится на них, они не принесут пользы для страны. Нужна элементарная, внятная, артикулированная политика по отношению к нашим соседям - в общем и конкретно к каждой стране. Нужно чётко и внятно, каждый день объяснять нашим партнёрам в соседних странах, где красные флажки, а где - зелёная зона в отношениях с Россией. И не вносить сумятицу в неокрепшие умы национальной элиты, с одной стороны критикуя их постоянно за их "исторические находки" и подходы ко Второй мировой войне, а с другой стороны - предлагать всячески рекламировать их туристические возможности для россиян во втором городе страны. Только тогда, когда все представители власти, на всех уровнях будут придерживаться, хотя бы в общих чертах, единой политики по отношению к соседним странам, только тогда действующие элиты в этих странах перестанут играть с различными представителями России в "подковёрные игры", реализуя свои шкурные националистические интересы на своей "территории".