Эксперты: у членов ЕврАзЭС и ШОС преобладают краткосрочные интересы
Узбекские эксперты Владимир Парамонов и Алексей Строков в своем исследовании "Проблемы в сфере экономических отношений между Китаем и Центральной Азией или к вопросу о возможной дестабилизации ситуации во внутренних пространствах Евразии", одной из проблем в экономических отношениях между Китайской Народной Республикой (КНР) и Центральной Азией (ЦА) считают отсутствие региональной интеграции в Центральной Азии, а также в рамках ЕврАзЭС и ШОС, передает корреспондент ИА REGNUM Новости.
По их мнению, данная проблема во многом определяется превалированием у всех без исключения государств ЦА, РФ и КНР краткосрочных узко национальных интересов над видением стратегических перспектив многостороннего сотрудничества. "На первый взгляд может показаться, что интеграцию в значительной степени сдерживает устойчивая тенденция обострения внешней конкуренции за сферы влияния в Центральной Азии и других постсоветских странах. Внешние силы зачастую рассматривают интеграционные инициативы как механизмы проецирования своего влияния. Это выражается в столкновении различных стратегий по так называемому форматированию и переформатированию постсоветского пространства в рамках выгодных институтов, проектов, концепций и схем развития. В случае ЦА в центре данной конкуренции, как правило, находятся вопросы освоения богатой ресурсно-сырьевой базы региона и контроля направлений транспортировки сырьевых ресурсов на внешние рынки. В этой связи показательно, что в постсоветский период международное сотрудничество в сфере освоения нефтегазового потенциала Центральной Азии, реконструкции старых и строительства новых трубопроводов развивается наиболее успешно.
Однако главная причина отсутствия интеграции в Центральной Азии связана все же с неготовностью бывших советских республик признать важность наднациональных структур. Обостренное ощущение национального суверенитета во многом препятствует видению многостороннего сотрудничества как ситуации, выигрышной для всех сторон. При этом сами постсоветские страны действуют разрозненно, пытаются проводить активную политику балансирования между основными мировыми и региональными центрами силы", - отмечают узбекские эксперты. По их словам, в свою очередь, региональной интеграции в более широком контексте препятствует то, что Россия и Китай - естественные лидеры наиболее действенных сегодня на постсоветском пространстве интеграционных институтов: ЕврАзЭС и ШОС - уделяют мало внимания реальному экономическому укреплению данных организаций. В настоящее время сотрудничество КНР и РФ с теми же странами ЦА осуществляется преимущественно на двусторонней основе, сфокусировано во многом на нефтегазовой сфере и обслуживающем ее трубопроводном транспорте.
"Более того, в рамках ЕврАзЭС и ШОС отсутствует какая-либо стратегия или даже программа действий в плане продвижения экономической интеграции на многосторонней и взаимовыгодной основе. Так в рамках ЕврАзЭС Россия, являясь единственным естественным лидером Сообщества, пока не может предложить привлекательный интеграционный проект, который опирался бы на фундамент эффективного развития многосторонних взаимовыгодных экономических отношений. Как представляется, основная причина этого - отсутствие в России (и тем более в остальных странах-членах ЕврАзЭС) глубоких и системных научно-исследовательских и аналитических наработок в данном плане. На современном этапе Россия по-прежнему делает главную ставку на развитие военного сотрудничества и взаимодействия по вопросам безопасности со странами-членами ЕврАзЭС, игнорируя при этом важность развития многосторонних экономических отношений. В результате ЕврАзЭС так и не стало экономическим сообществом, все более превращаясь в формальную организацию", - указывают исследователи.
Они обращают внимание на то, что практически аналогичные тенденции отмечаются и в рамках ШОС. Очевидно, что реальное укрепление данной Организации в качестве экономического блока возможно только при условии динамичного развития полноценных экономических отношений между флагманами ШОС: Россией и Китаем, - чего пока не просматривается. В настоящее время в российско-китайских отношениях превалирует абстрактный и во многом показной процесс "политического сближения", который в итоге никого ни к чему в принципе и не обязывает. "Более того, до сих пор отсутствует долгосрочная стратегическая программа развития российско-китайского экономического сотрудничества. Выработка данной стратегии реальна только при наличии общности долгосрочных политических, экономических и иных интересов, целей, задач и принципов, которые должны стать основой формирования устойчивых партнерских отношений между РФ и КНР, чего пока тоже не просматривается. В итоге же, все инициативы по вопросам реабилитации и развития единого экономического пространства как в ЦА, так и в рамках интеграционных институтов: ЕврАзЭС и ШОС, - пока остаются малорезультативными и идут в основном в русле политико-пропагандистской риторики", - подчеркивают политологи. Эксперты полагают, что наряду с объективными возможностями для плодотворного сотрудничества между КНР и странами ЦА, существуют проблемы, которые во многом обусловлены тем, что стратегические направления экономического развития с одной стороны Китая, а с другой - государств Центральной Азии и их естественного союзника России принципиально отличаются друг от друга. Если стратегия экономического развития Китая ориентирована на полноценное и комплексное развитие страны, в первую очередь, перерабатывающих отраслей национальной промышленности и выпуск наукоемкой продукции с высокой нормой добавочной стоимости, то современная экономическая стратегия России и ряда государств Центральной Азии, ориентирована преимущественно на увеличение объемов добычи и экспорта сырьевых ресурсов, а также диверсификацию направлений их поставок на внешние рынки. Например, в РФ и отдельных государствах ЦА (в основном это касается Казахстана и Туркмении) в ранг национального приоритета возведена задача становления в качестве ведущих мировых поставщиков сырьевых ресурсов (в первую очередь нефти и газа).
"Подобная асимметричность стратегий предопределяет принципиальное различие целей и задач, которыми руководствуются с одной стороны Китай, а с другой - государства Центральной Азии и Россия в процессе экономического взаимодействия. В результате получается, что нынешний формат экономического сотрудничества Китая со странами Центральной Азии и Россией, нацеленный на увеличение объемов добычи и вывоза в КНР сырьевых ресурсов, вполне укладывается в "стратегии экономического развития" РФ, государств ЦА и соответствует экономическим интересам КНР. Значение Китая для государств Центральной Азии и России вполне укладывается в рамки роли "одного из многих покупателей промышленного сырья", а также "одного из кредиторов/инвесторов в проекты по добыче данного сырья". В свою очередь, значение РФ и стран ЦА для КНР не выходит за рамки роли "одних из многих продавцов промышленного сырья". Суммарный эффект всего этого препятствует не только центральноазиатско-китайскому и российско-китайскому сближению, но и создает почву для возникновения конфликта интересов ЦА, РФ с одной стороны и КНР с другой, существенно сужает диапазон стратегических возможностей Китая, России и стран Центральной Азии, усиливает вероятность реализации неблагоприятных для них сценариев", - заключают узбекские эксперты.