Евгений Шевчук: Отставка Игоря Смирнова дала бы гражданам Приднестровья надежду
По итогам рассмотрения 18 ноября на сессии Верховного совета Приднестровской Молдавской Республики законодательной инициативы президента
"Я представляю партию "Обновление", проприднестровскую партию, пророссийскую, являющуюся партнером Всероссийской партии "Единая Россия", которая олицетворяет собой парламентское большинство не только в Государственной думе, но и практически во всех субъектах России. Подчеркну, мы ориентируемся на опыт этой партии, партии, которая являет собой парламентское большинство, а не коалиционное.
Я, как гражданин ПМР, депутат Верховного совета, используя данное мне от рождения право, право на свободу мнений и выражения своей позиции, представляя избирателей 22 избирательного округа, которые в состязательных выборах отдали за меня 92,5% голосов, хочу высказаться по вопросу, который, на мой взгляд, является вопросом будущего каждого приднестровца, его перспектив и надежд.
Скажу искренне, что лично у меня была надежда, что спровоцированный внутриполитический кризис, в котором мы находимся с апреля, уже восьмой месяц, не будет разрастаться и втягивать в свою орбиту все большее количество приднестровцев. Я глубоко убежден, что и организованная целенаправленная кампания по дискредитации Верховного совета, и инициирование президентом референдума с текстом новой конституции - это шаг к углублению конфронтации в приднестровском обществе.
Многое говорилось здесь о сути некоторых положений проекта конституции, поэтому на некоторых остановлюсь тезисно:
1. Отвечу на вопрос министра юстиции, который здесь нас сегодня спросил, почему нас беспокоит то, что административно-территориальные единицы исключены. Беспокоит, потому что есть вопросы. Могу напомнить нашим "отцам-основателям", что мы непризнанное государство, что у нас есть Зона безопасности, что есть населенные пункты, которые там находятся, и там живут люди, которые не знают, куда себя отнести. Исключение из текста конституции перечня административно-территориальных единиц уже вызвало широкий резонанс. Теперь получается, по новой конституции, возможно в рамках сепаратных переговоров без референдума отдать, например, Бендеры? Я за государственность, но против сдачи территорий.
2. Предложение об упразднении местного самоуправления. Нужно ли говорить, что местное самоуправление развивается по-разному и в странах
3. Расширяется влияние исполнительной ветви власти на представительную путем наделения её полномочиями участвовать в формировании верхней палаты парламента. Такой схемы утверждения парламента нет в Российской Федерации. Расширяется это влияние и путем получения исполнительной властью права роспуска городских советов без предоставления им права, как в России, выбирать гражданами или утверждать советом главу города или района. Такие предложения не мешают, тем не менее, делать громогласные заявления о вхождении в состав РФ в качестве региона, несмотря на то, что там даже мэры городов избираются.
4. Двухпалатный парламент - уже апробированный в Приднестровье институт. Он был таковым до 2000 года, и по предложению самого президента путем внесения изменений в конституцию был преобразован в однопалатный парламент в связи с его невысокой эффективностью. Двухпалатным пока в России остался парламент в Тыве и в Свердловской области с населением, превышающим, к примеру, численность нашего, почти в десять раз, с территорией в пятьдесят раз больше чем Приднестровье, и занимающей в России третье место по экономическому потенциалу. При этом в России в двухпалатных парламентах в субъектах федерации верхняя палата избирается народом, а не назначается, как предлагает наш президент, через непонятную схему.
Возникает вопрос: может, разработчики тем самым хотят создать из ПМР федеративное государство, а районы станут субъектами со своими губернаторами и министрами? Система управления федеративным государством к нам не применима и, в первую очередь, из-за масштабов.
5. Перекраиваются полномочия всех органов власти в различных областях и на разных уровнях. По замыслу инициатора нового проекта прекратят свои полномочия и будут переизбраны или переназначены депутаты, судьи, главы администраций, министры, и все это понятно. При этом, несмотря на пересмотр полномочий президента, непонятно, почему он не прекращает свои полномочия и не проводятся новые внеочередные выборы самого президента? Это тогда бы было более понятно и справедливо. Возможно, забыли? Или какие-то двойные стандарты?
"Очень занимательно" со всех сторон выглядит предложение о проведении внеочередных выборов не по избирательному кодексу, а по указу президента. Вот такой посыл гражданам ПМР: выбирать будете по правилам, установленным одним человеком, пусть даже уважаемым. Да и правил таких выборов по Указу вероятно ожидать соответствующих. Возможно, и баллотироваться по ним смогут только приближенные к руководителю приднестровской федерации, так как последние выборы практически по указам проводились еще до 20 века.
Не хочу уделять значительное внимание юридическим аспектам проекта конституции, так как у меня сложилось твердое впечатление, очень похоже на то, что теория права - это - ничто перед желанием президента и его окружения. Это в очередной раз служит подтверждением того, что законы Восточной Азии, где правят монархи, его виденью, возможно, ближе, нежели законодательство России.
Вместо этого хотелось бы уделить внимание внутриполитической ситуации, которая во многом является производной от действий высшего должностного лица, а именно от института главы государства.
Продолжается нагнетание политической напряженности и нетерпимости. В общество постоянно вбрасываются тезисы, что во всех бедах виноваты депутаты, погода, рынки, партии, соседи и люди, имеющие иные взгляды, и виноваты пока работающие редкие предприятия. А механизм реализации идеи по сохранению своего поста, похоже, будет однотипным - поиск врага, а на этот раз - это депутаты Верховного совета и избиратели, партия "Обновление", ее сторонники, обвинение их во всем. Нужны враги для переключения внимания с себя и с проблем экономики. И именно они, "враги" мешают строить процветающее общество. Создалось впечатление, что мешают все. Но напомню, что именно съезд депутатов стоял у истоков республики! И уже почти 20 лет по инициативе президента неоднократно перекраивалась конституция, кардинально по его инициативе она менялась и в 1995-м, когда была внесена в новой редакции, и в 2000 году, когда президент предложил однопалатный парламент, упразднялось правительство. Под лозунгами об улучшении жизни менялась система организации власти. Приходили и уходили правительство, министры, парламенты. Корректировке конституция подвергалась с 1991 года 12 раз!!! А ситуация, мягко говоря, все ухудшалась!
Мы недавно приняли в первом чтении бюджеты. О чем они нам говорят? Наверное, о референдуме! Они говорят что, год от года мы видим не развитие новых производств экономики и увеличения доходов, а замирание экономики. И наша функция по утверждению бюджета уже больше схожа с перераспределением выручки за газ, которая не принадлежит нам.
Очень показателен в этой ситуации уровень экономической нагрузки на занятое население. Если в 1991 году количество иждивенцев, приходящееся на одного занятого в экономике, составляло почти 2 человека (к иждивенцам я отношу и бюджетников), то к 2009-му году этот показатель вырос вдвое и составил уже 4 человека. Плюс, совокупные долговые обязательства увеличиваются примерно на 200-250 миллионов в год. Вот реальность. Вот наша эффективность власти. Вот вам и президентская республика. Невольно вспоминаются выражения из одного произведения "А король то голый!". Представьте, что было бы с правительством в другой стране при таких экономических показателях и долгах. Его бы давно отправили, как минимум, в отставку, и здесь не только проблема в непризнании, хотя она очень существенна! По моему мнению, мы живем во времена застоя, во времена стареющего руководителя Советского союза. Чем это закончилось, все помнят.
Думаю что у вас, здесь присутствующих, и у большинства тех, кто нас сюда делегировал, сегодня нет иллюзии, что очередная конституция, которую президент инициирует, принесет улучшение жизни простым приднестровцам, даст работу, улучшит благосостояние, принесет признание.
Мы не боимся референдумов, мы озабочены тем, что выносится несбалансированный проект, имеющий как внутренние противоречия, так и противоречия с уставами субъектов Российской Федерации. Мы озабочены и тем, условно, как посчитают результаты, и дадут ли это сделать. При такой агрессивной риторике возникают сомнения.
Сегодня государство живет фактически за счет газовых дотаций, которые нам не принадлежат и спасибо, что пока нам это как-то спускают с рук! (По информации молдавской кампании "
Хорошо, что нам с вами удалось законом изъять в 2007 году газовый счет из коммерческого банка и передать центральному банку средства, которыми граждане и юридические лица оплатили потребление газа. Именно за счет этих средств живет сегодня республика. Сейчас можно экономически обоснованно, а не голословно, констатировать, что политика 20-летнего управления нашим государством в силу различных причин, в том числе объективных, привела к банкротству государства. Наглядны здесь, наряду с объективными причинами, и не всегда эффективное управление государством, и его несостоятельность с точки зрения даже действующей конституции, обязывающей органы создать надлежащие условия для жизни, а это, в первую очередь, - предоставление возможности реализовать право на труд за конкурентную с внешним миром заработную плату. А для этого нужна конкурентоспособная экономика, а не лозунги! Вдобавок к тому, в этом году, по моему мнению, уже отчетливо была продемонстрирована недоговороспособность института главы государства, ответственного как за экономическое положение, так и за внутриполитическую стабильность. Хотя возможно под стабильностью воспринимается ситуация, когда нет мнений, отличных от мнения президента? Договороспособность необходима для поиска оптимальных путей достижения необходимых и взаимосогласованных решений в вопросах государственного строительства для укрепления государственности через институт внутриполитического диалога!
Выходит, что сам институт президентства перестал быть гарантом стабильности, что является его прямой обязанностью! Почему это произошло? Причин много, но назову несколько, на мой взгляд, основных.
Вот то, чем обеспокоен узкий круг чиновников:
- первое, конечно, это боязнь ответственности. Ответственности за ситуацию в ПМР, на фоне попыток Верховного совета реализовать контрольные функции. А это вопросы приличных денег;
- это вопросы использования средств газовой выручки и вопросы долгов;
- это вопросы неясностей, озвученных российским послом, по операциям со средствами РФ, направленными в Приднестровье (Программа оказания гуманитарной финансовой помощи социально-уязвимым категориям граждан Приднестровья первоначально осуществлялась правительством России через структуры администрации президента ПМР. Затем, схема предоставления финансовой помощи была изменена и за получением и распределением средств стал отвечать Верховный совет республики. При этом, российские официальные лица подчеркнули, что новая схема распределения российских финансовых средств отвечает критериям прозрачности и подотчётности - прим. ИА REGNUM Новости);
- это вопросы к деятельности министра здравоохранения, на которые пока нет ответов, но которые могут попытаться установить.
Другие немаловажные факторы:
- это и боязнь потерять власть в результате условий состязательных выборов или уйти из власти, и поэтому болезненное восприятие других мнений;
- это, вероятно, маниакальное властолюбие, по подходу напоминающее нахождение у власти удельного князя;
- вероятно, это и обычная мстительность, более присущая правителям средневековья;
- это и попытки по рекомендации своего ближайшего окружения управлять не на основании действующей конституции и законов, а самовластно, на основе указов, и даже проводить, таким образом, выборы, что крайне небезопасно;
- и конечно серьезный фактор, влияющий на государственные дела - это нахождение родственников в органах государственной власти, что так же является редким примером для России, стран СНГ и Европы.
В реальности нам с вами была продемонстрирована реактивная модель административной политики, соответствующей больше регулярному полицейскому государству, чем государству с устоявшимися демократическими институтами. Это очень схоже с нашей ситуацией, когда депутаты предложили внести изменения в десяток статей конституции, а президент решил поменять всю конституцию. Чем не реактивная модель? Считаю, что этими действиями властей серьезно подорван аванс общественного доверия к власти. По факту нас пытаются ввергнуть в самоуничтожающий хаос, демонстрируя отдаленность системы от умеренности, открытости, честности, правдивости, и от проблем реальных людей и экономики! А где же мудрый президент, который обязан блюсти, чтобы люди не чинили вреда друг другу и, умело используя опыт, знания, руководствуясь своей присягой, продемонстрировать чудо ведения политической дискуссии, умение добиваться общественной стабильности? Вместо того, мы получили конституционный проект президента, который без преувеличения можно назвать проявлением ребяческого нрава в государственных делах в не ребяческом возрасте, что крайне опасно для любого государства.
Мы с вами, понимая, сложность ситуации в республике и необходимость принятия мер по изменению негативных трендов в различных направлениях жизнедеятельности государства, предложили свое видение изменения организационных основ функционирования государства и повышения ответственности государственных служащих. Честность - лучшая политика. И мы честно говорим, что проект депутатов - это был проект, временно приостановивший фактическое действие на территории ПМР двух лиц с президентскими полномочиями (имеется в виду и вице-президент). Это был проект по восстановлению открытого и прозрачного, ответственного правительства, а не Совета безопасности с правительственными функциями. Мы показали обществу пагубность существующего сценария и протянули руку президенту для поиска компромисса. Мы здраво предлагали рассмотреть любые поправки, которые в тот момент даже не поступили. В ответ - неприкрытая агрессивная кампания по дискредитации Верховного совета! Ответная реакция на наше предложение говорит об эмоциях, амбициях.
Видя, что провоцируется беспрецедентное нагнетание напряженности, вовлекающей все больше и больше людей, приводящей к ситуации - "приднестровец против приднестровца", а реальные проблемы граждан и экономики отошли у ближайшего окружения президента на второй план. Мы продемонстрировали четыре серьезных политических шага на встречу стабилизации, дабы послать сигнал необходимости ухода от конфронтации, по моему, захлестнувшей умы и приближенных, и ум самого главы государства!
1-й шаг: это предложение по внесенному нами проекту закона ко второму чтению рассмотреть предложения президента и выработать совместную редакцию поправок по необходимым статьям.
2-й шаг: отзыв нашего предложения, где предлагалось правительство и упразднялся институт вице-президентства. Кстати, сейчас это предлагает сам президент.
3-й шаг: мой уход с должности председателя Верховного совета 8 июля, когда я открыто говорил о рисках такой конституции!
4-й: мое более чем четырехмесячное молчание, которое соблюдалось для того, чтоб не помешать думать о необходимости возврата к благоразумию! На то было надежда.
Возможно, что кто-то решил, будто я молчу, или смирился с неадекватностью действий окружения президента, с данным проектом конституции, и можно вывалять в грязи целую ветвь власти, и тихо провести конституцию, предоставляющую безграничную власть, а, главное, предоставляющую возможность создать механизмы выборной монархии. И жаль, что наш министр юстиции не ознакомился с тем, какие формы монархии есть. Нет, я не хотел и не хочу средневекового противостояния в приднестровском обществе, но буду выступать за укрепление механизмов ответственности власти, за ее прозрачность и сменяемость, за повышение её эффективности, за реальное, а не декларативное развитие и укрепление наших регионов и местного самоуправления, за укрепление демократических институтов позволяющих гражданам быть услышанными властью и жить в достатке. Ненависть, ханжество, нетерпимость, демагогия и вероятно зависть к повышающему свою эффективность Верховному совету! Это было продемонстрировано за последние 7 месяцев. Я думаю это достаточный срок, чтобы одуматься и понять, что от нагнетания напряженности угрозы возникают для всей республики и, в первую очередь, для людей, так как власти увлечены распрями. Республике нужно взаимодействие властей, а кто-то хочет, чтобы Верховный совет стал структурным подразделением администрации президента?
Верховный совет, из-за своей эффективной работы, стал вселять надежду на улучшение жизни народа, и это, по моему мнению, все копилось, и нужен был повод для зачистки депутатов, пользующихся порой большей поддержкой, чем ряд представителей исполнительной власти! Полагаю, именно активная позиция и авторитет этого состава Верховного Совета, межпартийное сотрудничество с "Единой Россией", позволили наряду с исполнением прямых обязанностей привлечь серьезные ресурсы для оказания дополнительной помощи нашим пенсионерам, совместно с исполнительными органами власти улучшить качество питания в детских садах, направить часть средств на сельское хозяйство. И мы получили по этой линии за два года полтора миллиарда российских рублей или более 55 миллионов долларов США и завершаем консультации о продлении проекта на следующий год. И это заслуга тех людей в России, которые сопереживают нуждающимся. Но мы-то знаем, что российская помощь не расширяется. А она нужна нашей экономике, как воздух, так как есть, как говорят, вопросы. И вопросы эти не к нам, не к депутатам.
Сегодня у нас в Приднестровье фактически налицо один из видов царской власти - пожизненная. Она бывает либо выборной, либо наследственной. Похоже, что в 2000 году, когда по предложению президента убрали сроки президентства был расчет на выборную бессрочную власть, а сейчас это больше похоже на подготовку к наследственной. Действия же, которые мы наблюдаем с апреля по ноябрь, похожи на претворение в жизнь "эсимнетии". Это достаточно редкий и сложный термин, и обозначает он достаточно редкий для современности феномен - разновидность монархии, выборной тирании, сопровождающейся гонениями несогласных.
Какова цель нового проекта? Полагаю, это в первую очередь собственная власть. Одержимость властью подогревается ограниченным рядом чиновников из собственного окружения, которым обидно, что от демагогии они не продвинулись ни на шаг, а их потенциал - это, скорее всего, в лучшем случае, почетная пенсия, которые надеются на последний реванш, стремясь взять верх в соперничестве с более молодыми и активными путем обмана, запугиваний и угрозой антиконституционных действий. И цели благополучия и стабильности в Приднестровье, очевидно, находятся за пределами их интересов, а часто и за пределами их воображения. Советы ближайшего окружения президента и привели, по моему мнению, к тупику. Мы не должны дать им ввергнуть страну в бесконечно жесткий гражданский конфликт власти с народом, так как система организации власти должна предопределять сменяемость власти. Основная проблема у нас - не конституция, не сам президент, а то, что у нас нет четких институциональных принципов сменяемости власти! Несменяемость, которая объективно приводит к притуплению восприятия мира вокруг - это уже наша беда!
Очень интересен опыт наших братских стран - Осетии, Абхазии, Нагорного Карабаха. Во всех странах произошли смены команд, во всех странах отмечается в силу ряда причин позитивная динамика. Вспоминается дискуссия в РФ по срокам полномочий
Все мы слабы, слабы по-своему. Но быть главой государства почти 20 лет непросто. В Приднестровье есть молодые команды, сторонники государственности, которые готовы предложить гражданам свое видение развития Приднестровья, и граждане в состоянии в рамках состязательных выборов определить, какая команда и программа действий будет более эффективной и улучшит качество дел.
Меняй - не меняй в очередной раз конституцию, 20 лет реализации политики одного курса - курса президента привели к неудовлетворенности гражданами социально-экономической ценой такого курса, банкротству страны, отсутствию перспектив динамичного развития, а это, увы, тоже надо признать.
Президенту, возможно, впервые удалось объединить воедино мнения представителей стран-гарантов - России и Украины, представителей Европейского союза, которые, при наличии различных мнений по иным вопросам, солидарны в том, что считают пагубным для Приднестровья проект такой конституционной реформы! И за дипломатическим этикетом и сигналами, посланными нам в ПМР, скрываются реальные последствия принятия этой конституции. Это понижение, а возможно и прекращение, уровня контактов с нами, возможное усиление давления, ведущее к остановке еще работающих предприятий, возможное сокращение или полное приостановление помощи наших партнеров в России! Думаю, многим, очевидно, что без смены ближайшего окружения, команды, стагнация, даже упадок неизбежны. Во-первых, нет прогресса в вопросе признания Приднестровья, а проект этой конституции еще более отдаляет нас от признания, и делает мечту приднестровцев о независимости призрачной. Во-вторых, нет прогресса в развитии экономики, нет прогресса в создании среды для достойной жизни большинства граждан. В-третьих, с точки зрения государственных финансов, республика - банкрот.
Каковы наши перспективы на урегулирование ситуации и предопределение необходимости незабалтывания реальных проблем проектами конституции?
Первое. Для обозначения этих перспектив, предлагаю проявить мужество и отозвать проект прямо сейчас, внести изменения в конституцию Верховным советом в третий раздел, как и предлагалось нами ранее, так как есть в этих проектах обоюдно поддерживаемые предложения и прекратить состязание негативов.
Второе. И, если эти предложения не находят отклика, то что ждать тогда народу? Тогда было бы достойным, по моему мнению, выполнением государственного долга и справедливым поступком по отношению к нашим гражданам в целях достижения политической стабильности ради предоставления надежды на благополучие для приднестровцев, подать президенту ПМР в отставку, как это сделал председатель Верховного совета ПМР 08 июля 2009 года.
Да, умение вовремя уйти и остаться в памяти народа созидателем - это важнейшее искусство и навык для любого политика. И я полагаю, что с учетом сложившейся ситуации и тех проблем, о которых мы все знаем, было бы достойным и перспективным для строительства ПМР уйти добровольно. Отставка нашего первого президента и назначение внеочередных выборов президента, а затем уже проведение выборов депутатов, - дали бы гражданам страны надежду! Так произошла бы полная перезагрузка всех республиканских органов.
Поэтому я, признавая заслуги в образовании Приднестровья, без всякого негатива, публично и открыто обращаюсь к Вам, уважаемый президент, - подарите стране надежду, а не конституцию, референдум, бедность или Указ о референдуме или чрезвычайное положение.
С учетом того, что обсуждаются разные агрессивные планы, обращаюсь к членам ЦИК, к силовым органам, ко всем гражданам: "Возможные сценарии - попытка назначения проведения референдумов без решения Верховного совета или попытка роспуска любого конституционного органа власти или местного самоуправления являются неконституционными действиями, действиями, направленными против установленного действующей конституцией порядка управления, - по сути, преступлением.
Относясь благожелательно к президенту, искренне желаю президенту, чтобы у него хватило духу отозвать свой проект, не назначать референдум, или, второй вариант - подать в отставку".